Владимир Шагин: вспомним в день рождения

22 января 2019

Сегодня Владимиру Константинову Шагину исполнилось бы 73 года.

шагин

Это имя известно любому человеку, связанному с творческой жизнью Иркутска: десять лет Шагин был и.о. директора Иркутской областной филармонии, 15 лет руководил музыкальным театром имени Н. М. Загурского.

Именно во времена Скоробегова и Шагина на сцене театра мы смотрели легендарные рок-оперы "Юнона и Авось" и "Иисус Христос – суперзвезда". Именно Владимир Константинович стоял у истоков организации и проведения первых фестивалей "Звезды на Байкале" с Денисом Мацуевым.

Сегодня редакция "Глагола" на своих страницах публикует небольшой отрывок из воспоминаний Евгении Шагиной и друга семьи Елены Гржевской. 

"В душе ему всегда было... наверное, 25 . Человек-праздник, тонко чувствующий и многие свои печали переживающий внутри себя. Поэтому он был активен и весел на людях, и чаще всего задумчив и грустен наедине с собой.

Листаю сборник воспоминаний о нем, который мы выпустили в 2014 году. Там столько любви в словах людей, которые знали его близко, что сразу слезы наворачиваются почему-то. Поэтому книжку эту беру в руки редко.

Сейчас вот попалось воспоминание Миши Шнеера, это его друг детства, живет в Краснодаре: "Володя очень любил делать подарки и сюрпризы и от этого получал удовольствие. Розыгрыш для него был жизненным кредо. Вот пример: нам с женой по 55, отмечаем событие в кафе и ждем звонка Володи из Иркутска, обещал позвонить прямо в ресторан. Празднуем, гости говорят тосты ... Вдруг выключается свет, замолкает оркестр... открывается дверь, входит огромный букет цветов, который несет Володя, и он поет под оркестр: "Мои года, мое богатство..." 

Или еще: мы с женой на даче. Вечером пошли прогуляться. Лариса выключила свет в доме, все закрыла и мы ушли. Возвращаемся - во всем доме свет, звучит музыка, дверь на распашку, мы с испугом заходим во двор.., а на веранде стоит Володя! Уже в фартуке и чистит рыбу, рядом букет цветов... и говорит так спокойно: "Да вот, пришел футбол посмотреть, по дороге рыбку поймал!". Этот сюрприз он с помощью нашей дочери Натальи провернул. Сколько было радости!"

Евгения Шагина

"Мы с Владимиром Константиновичем знакомы очень давно. Я пришла работать в филармонию в бухгалтерию, а он занимался организацией концертов, фестивалей в Иркутске и по всей области.

Филармония наша областная, поэтому и территория влияния – это вся Иркутская область. Работы было очень много. Наша область и по площади, и по количеству городов и районных поселков, огромная. В то время, когда Владимир Константинович работал и занимался культурно-просветительской деятельностью, за год филармония проводила по 5 – 6 тысяч концертов. Это значит, что в один день на территории области проходило по 15-20 концертов. То есть, охват был очень большой. 
Владимир Константинович тогда собрал сильнейшую команду администраторов. Это были женщины. Они работали в разных городах. Вместе с артистами во главе с Володей, конечно, ездили по области и по БАМу, продавали билеты, обеспечивали наполняемость зала, договаривались с транспортом, устраивали быт артистов. Владимир Константинович, как говорили тогда, "выписывал маршрут", а дальше администратор действовала самостоятельно. Я четыре года работала в Братском филиале (700 – 800 концертов в год), а Наташа Мануйлова – в Ангарске. Другие администраторы работали в других крупных городах области – Усть-Илимск, Усть-Кут и т.д.

Володя был организатором фестиваля "Огни магистрали" от нашей филармонии. И потом весь фестиваль он на себе тянул. И нас подтягивал и подпинывал.

Так всегда было: кто-то строит, а кто-то для строителей поет. Или солдаты воюют, а артисты поднимают их настрой и боевой дух песнями и плясками. Так и иркутская филармония активно участвовала в строительстве БАМа.

Было это так: собирались артисты, в то время еще все молодые, а сейчас - мэтры эстрады, звезды. Садились в поезд, народу 120 человек. Этот десант ехал по строящейся железной дороге, останавливался на станциях, вечером давал концерт, утром двигался дальше. Где- то были концерты в клубах, а где-то и на открытых площадках.

Мы жили прямо в вагонах. Когда приезжали на станцию, наши вагоны отцепляли, поезд шел дальше. Вечером артисты работали. Потом надо было ужин сделать, баню, если это возможно. В вагоне-то, сами знаете, какие условия. Утром просыпались, помню, Лещенко всегда на улице зарядку делал, потом на завтрак нас вели в какую-нибудь столовую, а тут и Шагин появлялся, говорил, что дальше можно ехать. Он уже все оббежит, все разрешения получит, нас цепляют к поезду, и мы снова едем. Было интересно, но и сложно, конечно. Артисты – народ творческий, все разные, им нелегко угодить, но Володя умудрялся как-то сделать так, что все были довольны. Несмотря на то, что такая жизнь "на колесах" не всем нравилась, но, видимо, мы молодые были, а может, Володя мог так увлечь, мы ездили всегда с удовольствием.

Владимир Константинович был очень работоспособный. Может, он у артистов этому научился, а, может, в родителей пошел, не знаю. Когда московские артисты приезжали, мы делали для них по семь концертов в день! В то время развлечений никаких не было, а тут – столичные звезды! Они же слишком часто прилетать не могли, поэтому, если, к примеру, Иосиф Кобзон приезжал в Братск, то за день все братчане успевали его послушать. А мы, администраторы, возили артистов с одной площадки на другую. Это был такой "челночный" бег. Уставали сильно. Артисты-то вечером за ужином расслабляются за рюмочкой, а нам бы скорее до подушки. Володя успевал и с артистами побыть, а утром раньше всех готов покорять новые вершины.

Володя любил творческих ребят. Артисты - они чаще всего очень душевные, ранимые, эмоциональные, но приходят на помощь друг другу. Он сам таким был и ценил подобные качества в людях. Поэтому, наверное, у него было много друзей в творческой среде. Однажды, во время поездки по БАМу, был трагический случай: поезд, на котором ехали, в том числе и артисты, сошел с рельсов. Меня тогда сразу посадили на "попутку" и отправили в Братск сообщить, что концерт отменяется или переносится. Наши артисты – это был азербайджанский ансамбль "Гая" (очень популярный в те годы, они первыми исполнили некоторые вещи из рок-оперы "Иисус Христос- суперзвезда") и Владимир Макаров со своей группой (исполнял песню "Опять от меня сбежала последняя электричка") помогали пострадавшим. Были люди, которые просто взяли вещи и ушли на автодорогу, а артисты вытаскивали зажатых, помогали эвакуировать людей. Володя тоже был такой: никогда не бросал в беде.

Володя бессребреник был, он для всех и вся что-то делал, все время всем помогал - и взрослым, и детям. Люди тоже к нему по-доброму относились, многие его очень любили. Кто-то пользовался его добротой в корыстных целях, но он никогда не обращал на это внимания. Это было в его крови – делать добро, и он это делал, ничего не ожидая взамен. 
Жизнь его была не простая, здоровье он сильно растратил. Надо было иметь очень крепкие нервы, чтобы выдержать все испытания, что ему давались".

Елена Гржевская

Публикуется с разрешения семьи. Фото из соцсетей

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также