Издательство «МИФ»

Художник Максим Ушаков из Иркутска рисует самые известные мультфильмы

Известный художник Максим Ушаков в нулевые серьезно занялся анимацией: вначале в Иркутске, потом в Москве и Петербурге. Он нарисовал большую часть "Князя Владимира", а также принимал участие в первой части популярного проекта "Иван Царевич и Серый волк". Теперь художник вернулся в родной город, мечтая и здесь создавать мультфильмы. Об этом журналист Андрей Колганов в газете "Иркутск". "Глагол. Иркутское обозрение" публикует текст с небольшими сокращениями. 

_________________________________________

- Сейчас я живу в Иркутске II, где и провел все свое детство. И, если честно, мне всегда было немного неуютно здесь. Мне понравилось жить в столицах: я люблю этот шум и толчею, сумасшедший ритм жизни. Хотя в детстве меня на все лето отправляли к родственникам в деревню. Кстати, благодаря этому я многое умею: и косить, и пахать, и колоть дрова. Так вот Иркутск слишком тихий, что ли, для меня, но я все равно сюда постоянно возвращаюсь.

Родители Максима работали на авиазаводе.

- Когда сыну было полгода, мы положили ему в кроватку тетрадку и ручку, чтобы он чем-нибудь был занят, - вспоминает Любовь Ушакова. - Мне кажется, с тех пор он их и не выпускает из рук. Художником его называли еще с детского сада. Он много лепил из пластилина. А еще он любил слушать пластинки со сказками. Слушает историю и тут же ее иллюстрирует - как комикс. У нас до сих пор везде хранятся его тетрадки с рисунками.

Художественную школу Максим окончил за два года: преподаватели увидели, что мальчик всему научился сам. Поступил в училище искусств. А в 1991 году на базе училища иркутские художники Марина и Игорь Лесковы организовали курсы художников-мультипликаторов. Максим стал одним из авторов этой студии и снял в ней свой первый авторский мультфильм "Так это ж любовь!".

- Профессиональной анимации я учился непосредственно на производстве, - поясняет Максим. - В Москве я начинал в компании, которая делала мультики для зарубежных стран. Русские мультипликаторы всегда ценились во всем мире. Я поработал в разных студиях Москвы и Питера. Проектов было много. Рисовал на бумаге, лепил из пластилина, монтировал на компьютере. Брался за любое задание, чтобы получить как можно больше практики.

Художник говорит, что многому научился и в рекламе, где часто нужно создать точную копию живого человека: "Однажды я забавы ради нарисовал муху на столе у руководителя нашей анимационной студии. Он долго пытался ее прихлопнуть, прежде чем понял, что она не настоящая".

Ушаков сразу стал работать в анимации над полнометражными фильмами: создавал персонажей, придумывал их пластику, одежду, привычки. И "учил" их делать первые шаги.

Мультфильмы из его творческого портфолио - "Мабиноги" (Великобритания), "Князь Владимир", "Незнайка и Баррабасс", "Королевский подарок", "Большой полет", "Бабка Ёжка и другие", "Ролли и Эльф: невероятные приключения" (Финляндия), "Как Хома Новый год встречал", "Приключения Маши и Гоши", "Новаторы - Дым каменного века", "Иван Царевич и Серый волк" и другие.

- Больше всего я люблю рисовать от руки, - продолжает Максим. - Есть специальные штифты, которые внизу удерживают лист бумаги. Работаю с калькой, только прорисовываю каждое движение. На один взмах руки персонажа нужна сотня листов, на поворот головы - еще сотня… Конечно, в компьютерной программе это сделать намного проще. Но тогда получается, что ты не совсем художник, а больше программист. К сожалению, аксессуары для мультипликаторов в России практически не продаются. Зато в Китае их можно купить на каждой остановке, как будто там живут одни аниматоры. Конечно, чтобы нарисовать свой мультик, нужно много технических средств. Однажды на съемной квартире я сделал себе пластилиновую студию. Пришлось полностью задрапировать все стены целлофаном, чтобы не испачкать: вокруг все было в пластилине…

И полный метр случился в жизни Максима Ушакова: иркутский режиссер Иван Вырыпаев предложил сыграть ему главную роль в своем первом художественном фильме "Эйфория". Мало того, сам сценарий Вырыпаев писал во многом под своего иркутского приятеля.

- Наш фильм завоевал несколько престижных премий и "Малого золотого льва" на Венецианском кинофестивале в 2006 году. Я прошел по красной ковровой дорожке. Это было удивительное время! Да и фильм получился хороший, жаль, что много сюжетных линий не вошло в окончательный вариант. Помню, я презентовал его в Лондоне - выступал перед залом, отвечал на вопросы. Я не считаю себя актером, но моя партнерша по фильму Полина Агуреева серьезно так мне сказала, что у меня получилось… Мою маму тогда очень удивило, что после премьеры "Эйфории" мою физиономию стали показывать по федеральным каналам, а на улице Карла Маркса повесили большой баннер с рекламой нашей кинокартины.

В следующем фильме Ивана Вырыпаева "Кислород" Максим Ушаков нарисовал, слепил и смонтировал все мультипликационные вставки. А их было много - получился почти полноценный мультфильм.

- Помню, в последний момент Иван забраковал один из сюжетов: сказал, что в нем нет ничего от меня лично, - улыбается Ушаков. - Я его переделал, результат режиссера устроил. Именно в тот момент я почувствовал, что кино и анимация - это действительно мой мир.

В настоящее время Максим готовит три проекта для московских режиссеров: придумывает персонажей, делает раскадровку. Работа эта долгая и тщательная. В мультипликации любой проект растянут по времени и занимает минимум полгода. Но и аниматорам нужно на что-то жить.

- Я работаю, как все иркутские художники: летом рисую портреты прохожих на улице. Три года работал в местной скульптурной мастерской - мы делали на заказ памятники для разных городов. Теперь в основном рисую для себя. Иногда дома на стареньком компьютере пытаюсь делать мультфильмы.

Он показывает мне один из них. История рассказывает о трагическом путешествии сердца в облаках. При этом сердце очень похоже на женщину с пышными формами - оно разбивается, причем под пристальным вниманием телекамер.

Ушаков давно мечтает о персональной выставке. Несколько его работ уже были представлены в общих экспозициях иркутских художников. Рассматриваем его работы. Поражает выразительность персонажей. Увидев их однажды, уже можешь придумать целую историю. И тебе, как это ни удивительно, понятно, как жил этот герой до того момента, как его нарисовал Ушаков, и что будет с ним после…

- В Москве я любил рисовать прохожих в метро. Там столько колоритных людей! Сейчас вот "подсматриваю" и за иркутянами. В каждом образе важнее всего, конечно, глаза. А также движения, мимика, тень от шляпы…

Ушаков придумывает разных героев. Смешных "челдобреков" он лепит из глины. У них большие носы, грубоватые черты, пролетарская внешность. Вот серия с клоунами. Вот добрейшие гномы. Не удержавшись, прошу Максима нарисовать мой портрет. Он неожиданно весь преображается. Тщательно готовит свое рабочее место, острый карандаш, большой ластик, ножик. Пишет увлеченно, полностью погружаясь в работу. В эти моменты он похож на маленького мальчика, которому долго не разрешали рисовать, но он сам отыскал бумагу и карандаш. Портрет получается похожий, позитивный и очень молодой.

- Это один из секретов уличных художников: мы стараемся не рисовать морщины. Женщинам они категорически не нравятся, - подмигивает Ушаков. - А основные заказчицы портретистов именно дамы. Главное, чтобы лицо получилось похожим, а образ вышел живой.

Андрей Колганов, газета "Иркутск". Фото автора и Дмитрия Дмитриева

От "Глагола": Максим Ушаков родился 9 марта 1972 года в Иркутске. С 20 лет работал художником-мультипликатором студии "Ритаг", первый мультфильм "Так это ж любовь!". Художник-постановщик спектаклей "Орфей и Эвридика" (режиссер - Алексей Булгаков), "Медея" (Леонид Альков), "Сны" (Иван Вырыпаев), "Кислород" (Виктор Рыжаков), мультфильмов "Бамбукоповал" (Виктор Алферов), "Лесная история", "Нерпы под прицелом" (Антон Кодкин), "Князь Владимир" (Юрий Кулаков), исполнитель главной роли в фильме Ивана Вырыпаева "Эйфория". 


Aliexpress WW

23.02.2019

Киноразговоры