Издательство «МИФ»

Сергей Маяренков: Как города без ресурсов могут поддержать бизнес в пандемию

Как города, не имея ресурсов, могут поддержать предпринимателей и бизнес в условиях коронокризиса?Первая часть. При городе совместно с Общественной палатой создана рабочая группа по спасению предпринимательства, членом которой являюсь. Немного раскрою содержание и результаты нашей работы.

О федеральных и региональных мерах:
Города могут оперативно через сеть тематических сообществ выходить с предложениями, инициативами, которые улучшают принятые нормы. Например: придумали хорошую меру поддержки - снижение или каникулы (не отсрочка) по арендной плате, арендатор, у которого прямой договор, получает меру поддержки, а как быть его субарендаторам? Многие продолжают начислять. Имеют ли право брать с них аренду, получив снижение? Начались вопросы и искажения норм, проявляются пробелы. Где-то работа по преодолению бюрократии стоит больше, чем мера поддержки. Меры поддержки могут более точно достигать цели, всего не предугадать, поэтому нужно учиться быстро реагировать, давать обратную связь и работать как единое целое. Применение организационно-деятельностных игр ускорило бы процессы и допускалось бы меньше ошибок, можно проводить эксперименты и прогнозировать реальные последствия.
В нашей группе есть юристы. Алексей Черкашин поднял вопрос «о порядке допуска организаций (ИП) к осуществлению своей деятельности в период действия режима повышенной готовности на территории Иркутской области». Важнейшая тема. Нужно обозначить и донести до предпринимателей «правила игры», многие могут спасти себя сами, но нужно показать, где выход из горящего помещения или хотя бы открыть его, сами найдут. А так одни и те же заведения в разных районах города могут быть открыты, могут быть закрыты проверяющими, есть различия и в подходах регионов. Выходящие законы очень труднопонимаемы людьми без юридического образования, можно от непонимания создать еще больше проблем.
Понимая, что будет множество безработных, предложили идею принять режим самозанятости на территории и выйти с инициативой на регион. Тем самым, дать людям возможность стать предпринимателями. Другой работы может просто нет, и это может быть единственным способом выжить.
Ждем федеральные субсидии и правила получения. Будут не всем.

Меры администрации города Иркутска: наши предложения по снижению муниципальных налогов и  аренды пока рассматриваются. Многие предприниматели выступили за то, чтобы не трогать муниципальные налоги, они и так мизерные, ничего принципиально не решают. Дискуссии жаркие, решения не приняты, пока отсрочка.

Вообще предприниматели разделились на две группы: «мне должны» и «я сам». В случае, когда законом лишили возможности работать, когда ты много лет платил налоги – «мне должны» вполне логичная и справедливая позиция. Нужно искать и новые возможности, становиться в предпринимательскую позицию - «я сам», и для этого город может кое-что сделать. Понимание «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», и что рядом никого нет, что ситуация продлится минимум шесть месяцев заставит думать и действовать немедленно.

Придумали несколько инициатив:
«Скорая предпринимательская помощь» - при центре «Мой бизнес» уже работает горячая линия. Там можно получить ответы и консультации по государственным мерам поддержки – всем с позицией «мне должны». Для позиции «я сам» мы планируем расширять предпринимателям картину мира, показывать возможности, направлять в сообщества предпринимателей, которые находят новые решения и есть положительный опыт трансформации бизнеса в условиях кризиса, подбираем лекции, советы. Нужны примеры успешных кейсов и подходов в сегодняшних условиях в реальном времени с реальными ситуациями и профессионалами. Многие СМИ могут включиться в эту работу с различными форматами, на самые разнообразные темы, даже такие передачи как «Привет, Андрей», региональные и городские СМИ. Также вышли с инициативой сбора данных о состоянии городской экономики через продуктовые сети, банки, интернет. Нужна адекватная картина мира, только в ней возможны правильные решения.
Предложили приготовить больше городских мест для уличной торговли по результатам снятия карантина, разработать программу «Поддержка предпринимательства после карантина».
Направили предложения по созданию комитета по экономическому развитию и разработали его структуру. Идея поддержана, скоро будет праздник.
Разрабатывается идея презентаций новых проектов и иркутских стартапов в условиях коронокризиса, будем встречать носителей идей с инвесторами. Всегда появляется возможность открытия новых проектов при изменении ситуации.

Вторая часть.
По результатам работы группы, разговоров с предпринимателями, работы антикризисного комитета КСТ и моего опыта, изучения различных материалов на тему, собрал несколько советов, как можно действовать сейчас:

1. Ищите что растет. Когда что-то снижается – что-то обязательно растет, снижается покупательская способность – увеличивается количество клиентов с низким доходом. Снизилось очное общение – увеличилось онлайн. Найдите то, что увеличивается прямо сейчас в вашей теме, свободное время сотрудников - это тоже ресурс, пустые площади увеличиваются - это ресурс. Практика Форсайтов и работа с трендами помогает.
2. Снижайте издержки. Генри Форд говорил, что секрет успеха – это наивысшее качество при наименьшей цене. Решайте задачу: как снизить издержки, цену на продукт и одновременно увеличить качество и прибыль компании. ТРИЗовская задача, решить противоречие.
3. Сейчас время думать. Разрабатывать программу развития компании. Никогда не было возможности собраться всем коллективом, всегда текучка мешала. Самое время сформировать единую картину мира.
4. Работать со знаниями. Повышать квалификацию персонала, передавать знания, искать новые знания. Учиться у лучших.
5. Сочетать несочетаемое. Оглянитесь и внимательно рассмотрите ближний круг – партнеры, клиенты, чем они занимаются, какой новый продукт в сегодняшних условиях возможен совместно, чего не может партер без вас, а вы без него. Сейчас время сочетать все. Средства работы и технологии одного, могут дать возможности другому.
6. Следить за самым проворным лидером. Какие новые средства он применяет в вашей отрасли? Коронокризис – это ускорение прихода новой промышленной революции, изучайте ее средства, проект Национальная технологическая инициатива, смотрите лекции П. Г. Щедровицкого и различных спикеров на эту тему. Простой пример с парикмахерской: сканирование головы и новые программы позволяют примерить прическу виртуально, потом стричь. В каждой отрасли есть место НПР, не думайте, что это вас не касается.
7. Средства удаленной работы. Изучайте средства удаленной работы: доставка, онлайн-продажи, построение личных сетей. Можно через доставку ремонтировать технику, одежду. Если нет возможности работать очно, отпустите эту идею и перестаньте бороться за прошлое, что невозможно – то невозможно, у вас теперь освободилось время для нового. Ищите решения вместе с клиентами, партнерами.
8. Нашли простой совет для гостиниц. У вас закрыт отель, нет туристов. Смотрим что увеличилось – количество людей находящихся постоянно дома, кто-то в квартире с родственниками, кому-то тесно. Можно предложить услуги длительного проживания в отеле в режиме изоляции, можно с питанием, сравнимая цена с квартирой должна быть. Спасете от разрушения многие семьи. Нужно разбираться, возможно ли это сейчас по закону, выходить с предложениями.
9. Запускайте длинные процессы. Когда все в панике, можно начать получать новые разрешения, лицензии, что-то согласовывать, что требовало бюрократических согласований, времени. Пусть время начнет работать на вас. Займитесь разработками новых продуктов, сертификацией. После кризиса вы будете иметь новые возможности, новые продукты.
10. Используйте закрытие бизнеса. Сделайте то, что нельзя было делать в присутствии сотрудников и клиентов, для чего необходима была остановка бизнеса.
11. Для продвинутых пользователей. Стройте цифровой двойник вашей деятельности, цифровой мир. Представьте, что началось строительство витруального города с виртуальными жителями. Что вы там будете делать? Какой ваш опыт и знания там пригодятся? Можно ли оказывать ваши услуги в этом виртуальном цифровом мире?

И в заключение, два совета. Предприниматель Д. Потапенко: если надеешься протянуть на запасах – ты уже мертв. Мир другой. Учитель В. К. Тарасов: вам нужно иметь две стратегии. Стратегия «А» - что я буду делать, если кризис никогда не закончится? Стратегия «Б» - что я буду делать, если кризис закончится завтра?

Интереснейшее время. Время этики и глубины, подлинности. Время быть, а не казаться.

Автор: Сергей Маяренков

Фото Ларисы Давыдовой

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

23.04.2020


Новости партнеров

КОРОНАВИРУС-2020