20 мая 2022
08:56

Владимир Демчиков: Сколько театров нужно Иркутску?

Владимир Демчиков
24 марта 2016

Недавно разговаривали мы в одной кафешке с известным иркутским актером и режиссером Геннадием Гущиным. Среди прочего вспоминали его 9-месячное «главное режиссерство» в иркутском ТЮЗе с попыткой привести в театр молодого зрителя, закончившееся внезапно, но вполне ожидаемо. Говорили и о том, что у нас на весь город, по существу, два театра: драма да музкомедия. Есть, конечно, еще покинутый им ТЮЗ (правда, спектаклей «не для детей» там идет всего ничего), а также театр кукол, театр народной драмы и «Театр пилигримов». Но попробуйте назвать навскидку хотя бы пару-тройку спектаклей в этих театрах, на которые бы «все ходили», как на что-то особенное и интересное? Да хоть один?

Гущин вспомнил, как много разных театров, театриков и театральных площадок, например, в Новосибирске. Я полез посмотреть в интернете. Как думаете, сколько? Если судить по списку на сайте afisha.ru –  пятьдесят пять. Много это или мало? И почему в Иркутске-то, который меньше Новосибирска всего в два с лишним раза  – всего один полноценный драматический театр, и практически нет вообще независимых театральных площадок?

Мы сидели и перечисляли некогда работавшие в городе залы, которые вполне могли бы использоваться для театральной работы: зал Дома офицеров (который вроде бы будет «дворцом молодежи», но там ремонт), зал бывшего кинотеатра «Пионер» (ремонт), зал бывшего ТЮЗа на углу Ленина и К.Маркса (вечный ремонт),  зал бывшего ДК «Юниссиб» (ремонт), а есть еще зал бывшего к/т «Гигант», зал бывшего ночного клуба «Фортуна»…  Понятно, что все эти залы – это такие особенные единичные объекты, в силу своей единичности все время попадающие в какие-то  мутные ситуации переходящей  собственности и эксплуатационного маразма. Частным собственникам хочется качать из них деньги, а для этого нелепое сооружение под названием «зрительный зал» конструктивно приспособлено плохо – торговые места там не откроешь. А государству – не до них вообще, гори они огнем. Но почему у нас почти нет никаких независимых небольших театров в помещениях, в которых они работают в других городах: в подвалах, в ангарах, просто в больших комнатах (припоминается только театр Гречмана)? Только сейчас в Иркутске, кажется, открывается первый за очень долгое время  действительно независимый театральный проект - Содружество Молодых Актеров "Новая Драма".  27 марта у них открытие – а мест уже нет, и придется туда топать со своим стулом, либо стоять или сидеть на полу.

Затеяли это молодые  профессиональные актеры иркутских театров. Что там будет – неизвестно и непонятно, но мест-то на открытие уже нет. Может, там будет клево, а может – скучно. Может, будут интересные спектакли, условно говоря, «для всех», а может – будет интересно только какому-то нишевому зрителю. Сейчас про это не знает никто. Но мест на открытие – нет, все занято. Почему?

Потому что само по себе сочетание слов «независимый театр» - это уже интересно, это притягивает.  Театр, особенно новый – это такое место, от которого чего-то ждут. Сколько театров нужно Иркутску? Один? Пять? Двадцать? Пятьдесят? А ровно столько, сколько найдется желающих делать такой театр и ходить туда. Сделать новый театр – это на самом деле совершенно особая, необыкновенная задача, это не просто «найти помещение», это еще и найти зрителя, превратить несколько рядов стульев и сцену в место соблазна и притяжения. Когда в Иркутске несколько лет назад не дали развиться театрам Шевченко и Вырыпаева – с ними вместе прикончили не просто  какие-то «театральные кружки» талантливых театральных лидеров. Прикончили нечто большее: места притяжения и соблазна, места сборки той самой городской идентичности (когда Иркутск становится «местом, где работает такой-то театр»),  места особенного общения,  согревающего открытых к такому общению людей. Прикончили места, где – в общении и в молчании – вызревало  живое искусство, и не обязательно только театральное.  Укокошили те театрики – и разбрелась и сникла их аудитория, до сих пор что-то смутно припоминающая, до сих пор ловящая какие-то сигналы оттуда – хотя уже сколько лет прошло. 

С точки зрения практической пользы – театров в Иркутске не нужно вообще ни одного. Или нужен один. Или пять (столько их и есть, кажется) – и хватит для обслуживания населения.  А с точки зрения превращения города в живое место для жизни и общения – их нужно двадцать, тридцать, сорок, сто. Если это будут интересные театры, пусть даже крошечные – у них будут зрители, будет своя тусовка, к ним натопчет дорожку своя публика.  Даже маленький театр – это возможность выхода человека в огромный мир, оно просто так устроено, это проклятое театральное искусство.

Впрочем,  если не будет интересных театров – некоторые полагают, что тоже ничего страшного. Просто кто-то уедет (как уехали Вырыпаев и Шевченко), а кто-то сменит род занятий и пойдет в продавцы. Кто-то с кем-то не встретится, о чем-то не поговорит, не поспорит, не разругается, о чем-то не задумается, не испытает неожиданного потрясения. Никакие «показатели работы» культурных учреждений города и области от этого не пострадают, конечно.  Отсутствия независимых театров и театриков никто и не заметит (как не замечает сейчас). Вернее, почти никто. А те немногие, кто заметят – переживут. Кто-то – просто уедет. И тоже ничего страшного, ну, уедет и уедет. И вообще, пусть катятся отсюда всякие эти вырыпаевы, скатертью дорожка! Сказали пять театров – значит, будет пять. Скажут один – значит, будет один!

Вот поэтому очень хочется, чтобы у этих молодых актеров в центре «Новая драма» – получилось. Или, если не получится у этих – чтобы получилось у других. Потому что без независимых  театров – ну какая в городе может быть театральная жизнь, да и жизнь вообще?   

Я имею в виду - в нормальном городе, конечно.   

Все статьи автора
Читайте также