Валерий Шевченко: Мир спасет осознание красоты

24 октября 2020

Валерий Шевченко хорошо известен в Иркутске как руководитель театра-студии пантомимы и организатор фестиваля «Мимолёт». Двадцать лет назад он уехал в Москву, но время от времени приезжает в родной город. Поводом для приезда в этот раз стала премьера его документального фильма о Байкале «Осознание красоты». С ним встретилась журналист городского радиоканала Жанна Богданова.

- Перед показом фильма о Байкале вы акцентировали внимание на том, что «Осознание красоты» - это взгляд, прежде всего, художника. Но как зритель, уже посмотревший ленту, могу сказать, что работу отличает очень смелая гражданская позиция. Он не только о проблемах загрязнения озера, но и в целом о варварском отношении к окружающему миру…

- В Иркутске, на Ольхоне, в Байкальске, Листвянке у меня, действительно, осталось очень много друзей. И каждый раз, приезжая к ним, я слышу довольно печальные комментарии о том, что происходит на Байкале и вокруг него. Поэтому последние несколько лет я мечтал снять авторский фильм о Байкале.  Прежде чем начать работу, просмотрел множество материала. Мне как художнику, как человеку, выросшему в местах, о которых идет речь в фильме, очень не хотелось повторяться. Это мое мировоззрение, мой взгляд, а поскольку я не политик, не депутат, не член правительства, то вскрыть проблему могу только как творческий человек художественными средствами. Поэтому фильм глубоко авторский.

- Метафоричность усматривается, на мой взгляд, в показе красоты природы, ее значении для человечества, а вот о проблемах Байкала вы говорите довольно прямо и откровенно.

- Мне хотелось передать через Байкал ощущение человеком красоты того места, где он живет. Меньше всего хотелось бы сделать фильм о том, какое плохое правительство, какие плохие экологические фонды, которые не занимаются проблемами сохранения озера. Об этом и без меня говорится очень много. Фильм называется «Осознание красоты», а оно возникает только от созерцания прекрасного. От увиденной помойки возникает грусть, печаль, ощущение, что ты беспомощный человек и ничего не можешь изменить. А мне хотелось, чтобы мы увидели Байкал именно в красоте. И это осознание красоты, как у Николая Рериха, должно спасти мир. Достоевский сказал, что красота спасет мир, а Рерих говорил, что мир спасет осознание красоты. И мне слова Рериха больше импонируют.

- Для человека, который любит природу Байкала, то, о чем вы говорите в фильме, понятно и близко. Но есть люди, которые, вырубая леса, сбрасывая отходы в реки, продвигают собственные интересы. Возможно, это определенная черствость и пустота души, неспособность осознать красоту. Удастся ли изменить такое восприятие?

- Начинать, на мой взгляд, надо с образования и воспитания. Речь идет не только об отношении к природе, об экологии. Сегодня не дают представления и о таких вещах, как уважение к старшим, к матери, деду, бабушке. Это все очень взаимосвязано. В итоге мы получаем стадное, потребительское понимание жизни.

- Как зрители отзываются о вашем фильме?

- Я поймал себя на мысли, что после фильма зритель, как правило, не может говорить. Не совсем понимаю, почему это так, очевидно, очень большой поток информации, сравнений, метафор вызывает некий ступор, и человеку нужно время, чтобы его преодолеть.

- Наверное, дело в том, что в фильме очень много тяжелой информации – что происходит с Байкалом, с природой, с человеком. С одной стороны, мы ее вроде бы слышали, но эмоциональное воздействие столь велико, что возникает ощущение бессилия.

- Самое печальное, когда в обществе доминирует равнодушие. Простой пример: сидим в сквере, рядом дама в возрасте за тридцать, возле лавочки урна, дама щелкает семечки и демонстративно плюет мимо. Мелочь, казалось бы, но это определяющее отношение нашего человека к окружающему миру. Я думаю, что эта дама так же равнодушно относится и к Байкалу.

- Какова дальнейшая судьба вашего фильма?

 - У меня есть понимание, что это не совсем фестивальный фильм. Мне вполне достаточно, что ленту взял нью-йоркский независимый фестиваль российского кино, который проходит с 19 по 25 октября. Он некоммерческий, из-за пандемии проходит в онлайн-формате. Показы состоятся в Европе и Америке. Надеюсь, что и в России тоже. Это первая площадка. В конце октября пройдет предпремьерный показ в Москве, в Центре документального кино, затем, возможно, он будет продемонстрирован в Санкт-Петербурге, и еще готовится показ в Лондоне. Для меня очень важно, что фильм увидели близкие и друзья в Иркутске, Братске, Байкальске. Тем более что в ленте снимались актеры Братского театра кукол Александр Балданов и Аня Овсянникова, несколько человек из города Байкальска, над ним работали иркутские операторы и техники. Я благодарен всем людям, которые не побоялись в фильме сказать правду про наше озеро.

- Думаю, что и иркутские зрители будут благодарны за то, что вы, как автор, не боитесь говорить правду… Вы не так часто посещаете Иркутск - не могу не спросить вас о том, как реализуете себя в Москве?

- Я преподаю в мастерских известных кинорежиссеров, работаю с актерами, все, что знаю, передаю им. В Театре Мимики и Жеста мы восстанавливаем спектакль «Женщина с витрины, или Банальная история о любви», который когда-то шел в Братске. В конце октября он пойдет на сцене. Хочу снять игровой фильм, мы к нему готовимся. Даю мастер-классы. Пишу. Просят написать учебник по актерскому мастерству, пластике. Но я практик и пока к этому не готов.

Фото Натальи Ивановой

Валерий Шевченко, известный актер, режиссер, сценарист и театральный педагог. Родился в Иркутске 8 сентября 1958 года. Окончил Иркутское театральное училище и эстрадное отделение ГИТИСа. В Иркутске руководил театром-студией пантомимы. С 1998 по 2001 год - организатор фестиваля театров пантомимы Сибири и Дальнего Востока «Мимолёт». Поставил как режиссер несколько спектаклей в Братском драматическом театре, в том числе впервые в жанре пантомимы спектакль «Искушение» по повести Николая Васильевича Гоголя «Портрет». С 2002 года живет в Москве. Педагог Российской театральной академии и Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма. В 2009 году окончил режиссерский факультет ВГИКа. Снимался в кинолентах «Дети Арбата», «Казус Кукоцкого», режиссер фильмов «Табурет», «Внутри квадратного круга», «Осознание красоты».

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также