Издательство «МИФ»

Еженедельник "Пятница" отмечает свое 20-летие

Первый номер еженедельника "Пятница" вышел в свет 25 февраля 2000 года. Сегодня газета отмечает свой двадцатый день рождения. 

Это было время, когда шла всеобщая замена монетных таксофонов на карточные, появилась городская сеть кафе "Бистро" а любимая хоккейная команда еще называется "Сибскана". Посмотрите на обложку первого номера - Алла Пугачева, Санта-Барбара, проституция и СМИ, генерал Россов, иркутские студенты и стоимость водки. Большая часть этих тем до сих пор остаются в тренде.

"Глагол" поговорил с Аленой Огневой, которая с 2001 года является главным редактором газеты. Точное количество журналистов, которое прошло через газету за эти годы, определить сложно, но география их дальнейших переездов широка - Франция, Германия, Израиль, США, Москва и Питер, Красноярск и Новосибирск. 

В 2008 году Алена придумала проект первой страницы "Тема недели", в которой за эти годы выступило несколько сотен экспертов на самые знаковые общественно-политические события в стране и мире. 

"Пятница" предложила вспомнить события 2000 года ее первому главному редактору Владимиру Симиненко. 

- Владимир Анатольевич, как вы решили, что Иркутску нужна еще одна газета?

- Я остался без работы, и нужно было чем-то заниматься… Это произошло в декабре 1999 года, а уже в феврале 2000-го вышла первая "Пятница" - все было очень быстро. Конечно, я был не один, нашлись единомышленники, готовые вложить деньги и ресурсы. Среди них был Михаил Дронов. Мы создали с ним новую издательскую фирму. Успешный опыт подобной работы у меня уже был, поэтому и было решено делать новую газету. Но это должно было быть что-то новое, уникальное, чтобы перебить конкурента. Мы применили новую технологию, предполагающую запуск нескольких продуктов под одной обложкой, которая объединяла сразу несколько изданий - это были только созданные "Пятница" и "Копейка" и уже существовавшие "Говорит и показывает Иркутск" и "Что почем". Так появилась газета под названием "Пятница". Кстати, позже, как и планировалось, все эти издания отделились, как ступени у ракеты, и отправились в самостоятельное плавание.

Кто придумал название газете?

- И название, и логотип, под которым до сих пор выходит "Пятница", придумал и нарисовал Михаил Дронов.

Чем "Пятница" оказалась лучше конкурентов?

- Например, тем, что она была больше по объему и дешевле. К тому же у нее очень интересное наполнение - это было новое, смелое издание. Я всегда с уважением относился к данным честных социологических замеров - внимательно изучил эти замеры рынка и нашел подтверждение тому, о чем интуитивно догадывался: читателю был нужен провинциальный таблоид, концепцию которого я реализовал в издании "Номер один" еще за несколько лет до появления "Пятницы". Так вот, в "Пятницу" мы взяли из того опыта самое лучшее, у нас не было запретных тем: мы брали все - от великого до смешного, от привидений до криминала, от политики до бытовых разборок. В общем, все то, что сейчас транслируется с экранов главных телеканалов страны, только мы это начали уже много лет назад. Как оказалось, читателю этого очень не хватало, и мы нашли друг друга.

Как читатель узнал о появлении новой газеты?

- Мы сделали рекламную кампанию - поставили информацию в газетах Михаила Дронова и разместили сообщения на радио и телевидении.

Помните, как продался первый номер "Пятницы"? Каким тиражом?

- Это было так. В четверг вечером мы сдали номер в печать и разошлись. Наступило утро пятницы, я сплю, и вдруг раздается звонок. Это был Миша Дронов: "Ты почему еще спишь? Ты знаешь, что происходит?!" Оказалось, первый номер «Пятницы» к 9.30 утра уже полностью раскупили. Я оделся, вышел на улицу и стал спрашивать у продавцов газет "Пятницу" - и ее реально уже нигде не было. А тираж первого номера был 5 000 экземпляров, второго - 15 000, третьего - уже 35 000. В ближайшие годы газета выходила тиражом 35-40 тысяч экземпляров.

Сейчас такую судьбу для нового издания трудно представить.

- Да, внедрение новых технологий уже не позволит такому повториться. Читатель теперь сам стал писателем, он сам может написать о том, что его волнует, и тут же обсудить это с друзьями по Facebook или на другом ресурсе. Пока еще этот читатель ищет поводы у традиционных СМИ - в крупных интернет-порталах, в информагентствах, на телевидении и, в меньшей степени, в газетах. Меж тем я являюсь сторонником той идеи, что газета не умерла и не умрет, она просто меняет свой формат. Газета - это текст, слова. И неважно, где они написаны, на бумаге от руки, напечатаны в типографии или мы читаем их с монитора. Что такое "ЯндексДзен"? Это тот же провинциальный таблоид, где можно писать обо всем, что тебя волнует. Я больше скажу, когда-то мы придумали социальную сеть. Она называлась "Между нами, господами" - это была рубрика в "Номере один", куда можно было написать свое мнение о чем-то, мы это публиковали, а к следующему номеру нам приходили ответы: "Нет, Николай Петрович, вы не правы, потому и потому", и это мы тоже публиковали - завязалась дискуссия, которую мы потом, спустя много лет, стали наблюдать в Facebook, "Одноклассниках". Ну а новую бумажную газету, как периодическое СМИ, сейчас уже нет смысла выпускать. Если только есть много-много денег и хочется просто сделать хорошее дело.

Владимир Анатольевич, "Пятница" со времен основания изменилась. Как это происходило?

-Примерно через год после основания главным редактором «Пятницы» стала Алена Огнева. При ней и произошли все перемены, и это было закономерно. Тогда от нее отделилась "Копейка", и в случае чего она могла занять нишу таблоида, а "Пятница" должна была перепрофилироваться в городской еженедельник - нам нужно было дистанцировать эти два издания. И у нас все получилось: появилось много молодых журналистов, тексты стали более качественными.

А еще "Глагол" вместе с "Пятницей" заглянул в 2000 году, чтобы вспомнить цены того времени. Так, еженедельник стоил 5 рублей, как проезд в общественном транспорте (4-6 рублей). В феврале 2000 года поднялась цена на спиртное. Теперь литр водки подорожал до 56 рублей и не меньше, а цена за литр водки высшего качества на заводе "Кедр" (помните еще такой?!) выросла до 84 рублей. Цена за 1 кг куриного мяса в среднем 36 рублей, масло сливочное - в районе 70 рублей за килограмм. В газете выходила реклама видео­­кассет и кнопочных телефонов. Новинка нового тысячелетия - пейджер, а также ипотечное кредитование - тогда займ предлагали под 9 % годовых. Отдых в Испании - от 240 долларов (тогда - у. е.), в Сочи - от 5 000 рублей. Цена за киловатт-час в Иркутской области - 10 копеек, Бурятии - 34, в Красноярском крае - 18, в Москве - 40 копеек. "Иркутскпищепром" выпустил новое пиво под названием "Строгов".

"Глагол" поздравляет всех, кто издавал и печатался, и тех, кто в настоящее время имеет отношение к еженедельнику "Пятница", с днем рождения! Хороших и преданных вам читателей!


Aliexpress WW

25.02.2020