Байкал-Аляска, или по следам амурской экспедиции: день девятый

«Глагол» продолжает публикацию репортажей экспедиции «Байкал-Аляска». Новая экспедиция «Байкал-Амур-Шантарские острова» - продолжение экспедиции «Байкал-Аляска», прошедшей в 2017–2019 годах от Иркутска, где располагался офис Российско-американской компании, до Ситки, бывшей столицы Русской Америки. Сегодня мы рассказываем про девятый день экспедиции, 23 июня.

Старт второго этапа из Читы и курс на «те самые» исторические места

Главное событие дня – старт второго этапа экспедиции: Чита – Благовещенск. Капитаном на этот раз стал Роман Неудачин (Анатолий Казакевич улетел в Иркутск). Как раз ему первому слово - рассказать подробности вчерашнего лечения лодки после «жесткой», а точнее, «острой» встречи с подводными штырями.

- Первая попытка отремонтировать порванный баллон оказалась неудачной, для более успешной второй взяли лучший клей и опыт неудачи – и все получилось, на «Искателе – 3» можно было продолжать путь дальше. Но так как дальше испытывать судьбу по реке Читинка нам совсем не хотелось, для этого было решено снова вызвать кран-борт для перевозки лодки к полноводной Ингоде. Осторожно прошли метров 700 до удобного места погрузки, но и на них не обошлось без приключений для команды. Водителя кран-борта ждали с особыми чувствами. Евгений приехал, поднял нас – и застрял. Вызвал друга Антона, тот за  полчаса его вытянул. И казалось бы, грузись – и вперед, но не тут-то было: лодка сильно свисала с платформы. Так что пришлось размещать «Искатель-3» на машине Антона. Он пригласил нас с Александром на ужин, очень вкусно накормил, после чего мы отправились в гостиницу. Ребятам мы очень благодарны – и за помощь, и за радушный прием. На самом деле, в пути может случиться всякое, важно, чтобы нашлись хорошие помощники. Нам на них всегда везет.

Действительно, во время экспедиции по северному пути купцов в 2016-2019 годах нам и требовалась сварка, и починка сломавшейся мачты, и срочная заправка. Во всех населенных пунктах обязательно находились люди, готовые помочь. Все они потом стали друзьями экспедиции, всем им мы благодарны, ведь без них еще неизвестно, как бы сложилась «Байкал-Аляска: путь сибирских купцов».

Теперь к событиям дня сегодняшнего.

Музеи – настоящие порталы в прошлое, и раз уж во время экспедиции мы сами стремимся в это прошлое как можно глубже погрузиться, то в музеи заглядываем обязательно. Сегодня с утра участники экспедиции много времени провели в Забайкальском краеведческом музее, изучая старые карты и документы, беседуя с экспертами. Старший научный сотрудник музея Дмитрий Скажутин рассказал об истории освоения мест, где проходит маршрут экспедиции:

 - Освоение Забайкалья происходило по инициативе Николая Муравьева-Амурского.  По мере продвижения участников его похода, на территории были основаны станицы по левому берегу реки Амур, которые впоследствии стали городами – например, так появились Благовещенск, Хабаровск. Потом из забайкальских казаков было сформировано уссурийское и амурское казачьи войска. Большим боевым крещением забайкальского казачества стала Крымская война – тогда осаде подвергся Петропавловск-Камчатский, была попытка высадки французского десанта. Забайкальские казаки участвовали в этих сражениях, тогда же появились первые георгиевские кавалеры. Позже забайкальское казачество продолжало охранять дальневосточные рубежи России, приняло участие в китайском походе в 1901 году, в русско-японской войне. Забайкалье потом участвовало и в Первой мировой войне на кавказском и европейском фронтах. Потом был сформирован сводный лейб-гвардии казачий полк, где была отдельная забайкальская полусотня – они выполняли те же функции, что сейчас президентский полк. 

 

После музея в 13 часов экипаж стартовал от Читы дальше по Ингоде под руководством капитана Романа Неудачина. По пути остановились в небольшой деревушке Кайдалово на берегу реки. Ей больше ста лет, раньше она была казачьей станицей (как раз одной из тех, о которых несколько часами ранее говорил ученый в музее). Местные жители гостям обрадовались, сказали, «вчера вас по телевизору показывали». Один из них, Виктор Богданов, отец пяти детей, живущий в деревне с 1982 года, немного рассказал об этом месте.

- Деревня нравится мне, хорошо тут жить. Пятеро детей у нас, все в школу уже ходят, все хорошо. Церковь старинная в деревне есть, в 1990-х годах ее полностью сожгли, потом восстановили и сейчас снова белят ее. Батюшка недавно приезжал ребятишек и всех желающих крестил.

В этот день экипажу снова пришлось побороться с мелями, все обошлось благополучно. На ночевку встали в красивейшем месте  - у слияния рек Ингода и Анон, впереди – река Шилка. Рядом – Транссибирская магистраль. Кстати, про нее, точнее про идущие по ней поезда. Сегодня «Искатель -3» весь день разговаривал с ними: они приветствовали его гудками, он отвечал своими сигналами. Что ж, и экипаж лодки, и пассажиры поезда , - в тот момент все были путешественниками, объединенными мечтой добраться до цели.

С момента страта время работы двигателя – 50 часов.

Все новости экспедиции читайте в сюжетах «Байкал-Аляска».

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

Подписывайтесь на наш Instagram

25.06.2021


Новости партнеров