Издательство «МИФ»

Дорога в объезд "тещиного языка" откроется 28 августа

Открытие нового участка федеральной трассы Р-258 "Байкал" в обход так называемого "тещиного языка" (с 47-го по 55-й км) состоится 28 августа. Об этом важном событии в своих соцсетях сообщил глава Шелехова Сергей Липин

Строительство дороги началось с нуля в марте 2018 года. Вновь построенный участок стал короче существующего на три километра, его протяженность составила 9,7 км. Дорога имеет две полосы, а также дополнительную, третью, на подъем протяженностью семь километров. Трасса стала более безопасной: здесь нет крутых поворотов и больших уклонов проезжей части. Кроме того, предусмотрены две площадки отдыха для водителей. Новый участок обеспечит проезд более 10 тысяч машин ежедневно. "Култукский серпантин" полностью рекультивируют - на месте старой дороги высадят деревья.

Строительство Кругобайкальского тракта началось более двухсот лет назад - в 1796 году. Дорога начиналась от улицы Кругобайкальской (ныне Терешковой) в Иркутске и проходила вдоль реки Иркут, через села Смоленское, Введенское, Мотское, а далее прямиком через горы шла к южному побережью Байкала. От села Култушного дорога поворачивала в Монголию. Казне строительство обходилось дорого - по 22 тысячи рублей в год. Примитивными инструментами, используя лишь гужевой транспорт, строители вырубили сотни гектаров вековой тайги, под дорожное полотно частично выровняли горные склоны, насколько это возможно нивелируя перепады высот.

В 1801 году по новой дороге прошли первые обозы. Чтобы окупить проект, тракт протяженностью 145 верст (около двухсот километров) сделали платным. Дорога шла по горам, болотистые участки мостили бревнами, через реки строили деревянные мосты. Нередко ямщики отказывались брать сторонних пассажиров, ссылаясь на дорожные трудности, к тому же нередко случались нападения воровских шаек. Опасным участком считался отрезок возле Мот, где дорогу пересекает речушка с красноречивым названием Каторжанка. Тем не менее новая дорога пользовалась большим спросом. В рабочем состоянии проезжую часть поддерживали крестьяне притрактовых сел. Им вменялась не только засыпка ям и колдобин, но и ремонт мостов. Заболоченные участки мостили деревянными настилами, а потом засыпали землей. Тракт стал своего рода локомотивом в развитии деревень: Введенщина, Моты, Глубокая, Подкаменная обзавелись почтовыми станциями, гостиными дворами, придорожными трактирами, здесь заметно оживилась торговля, выросло население.

Новейшая история Култукского тракта началась в середине 1940-х годов. По своей конфигурации шоссе в значительной степени совпадало со старым Кругобайкальским трактом, который к тому времени был разбит тяжелыми машинами и размыт дождями настолько, что становился весьма опасным для проезда, особенно в сезон весенней и осенней распутицы. На отдельных участках положили асфальт, часть крутых поворотов, так называемых тещиных языков, была спрямлена. Так, дорога не сворачивала к Иркуту после Кайской горы, а шла напрямую до Олхинской горы мимо поселка Мельниково (ныне жилого массива на бульваре Рябикова в Иркутске). Полностью трасса Иркутск - Култук была заасфальтирована к 1965 году.

Исторические материалы Натальи Федотовой

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

25.08.2020


Новости партнеров

Территория развития