С какими «козырями» сходить на выставку «Бубнового валета»?

25 августа 2022

Мария Моженкова в рубрике «Арт-взгляд» об открывшейся вчера в галерее сибирского искусства выставке Государственного Русского музея «Бубновый валет».

То, что традиционно принято именовать авангардом, для глаза современного зрителя выглядит вполне устоявшейся классикой. В самом деле, всё прилично, люди и предметы вполне узнаваемы, никаких  тебе экспериментов с изображением глаз в разных углах полотна и ноги за левым ухом, ни презрительно-эстетического абстракционизма, когда три точки и линия полностью описывают мировоззрение художника.

Выставка из Русского музея «Бубновый валет» представляет более 40 полотен выдающихся мастеров раннего авангарда: Петра Кончаловского, Михаила Ларионова, Давида Бурлюка, Натальи Гончаровой, Ильи Машкова и других. 

Изначально «Бубновым валетом» назвали выставку, организованную по инициативе Д. Д. Бурлюка и М. Ф. Ларионова в 1910 году. Сами участники объединения объясняли так: «Бубновая масть - это горячее увлечение, порыв, а валет - молодость». Если вспомнить, что в ту пору академическую живопись и передвижников сменили символисты «Голубой розы», то легко представить, сколь эпатажно звучало название. В высокие сферы искусства привнести игральные карты? Кстати, гадалки эту карту трактуют как молодость, буйство крови. Более того, на робах арестантов был нарисован бубновый туз. Современники называли выставку «пощечиной общественному вкусу». На следующий день после открытия в прессе появилось множество статей, в которых картины называли безумными и не достойными считаться искусством, а их авторов - «шарлатанами» и «мошенниками». Однако художники и не думали останавливаться или отказываться от своих идей, и в 1911 году было основано творческое объединение «Бубновый валет».

Отрицание старых академических принципов живописи, сподвигло мастеров к поиску нового художественного языка. Однако, так или иначе, новое искусство рождалось не на пустом месте. Бубнововалетцы опирались в своем творчестве на опыт Сезанна, а также испытывали влияние «постсезаннистских» тенденций в западноевропейской живописи, прежде всего кубизма и, отчасти, экспрессионизма. Зритель, познакомившийся перед походом на выставку с творчеством Сезанна, Гогена, Ван Гога, Матисса с лёгкостью узнает подражание этим мастерам, увидит характерные приёмы живописи, узнаваемую палитру цветовых сочетаний.

Ещё неплохо было бы получить представление о таких понятиях как «фовизм» и «примитивизм».  Это тоже станет «козырем» для самостоятельного разбора произведений и понимания, что искали живописцы в новых формах искусства.

К слову, часть представленных картин демонстрирует поздний период их творчества, когда большинство вернулись к реалистическим тенденциям. Однако внимание авторов по-прежнему остаётся прикованным к «народной» тематике, национальным промыслам и окружающему предметному миру.

Выставка «Бубнового валета» в Иркутске – это прекрасная возможность познакомиться лицом к лицу с русской культурой начала XX века, оценить тенденции развития жанров, и просто получить удовольствие от колорита полотен. Ведь сколько бы репродукций не было просмотрено, лучше увидеть один раз в подлиннике, чтобы суметь по достоинству оценить цвет, масштаб и общее впечатление… или отсутствие такового.

                     Мария Моженкова, искусствовед

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также