Издательство «МИФ»

Базовая школа РАН: старт будущей карьеры

Совещания, дискуссии, споры о качестве подготовки выпускников общеобразовательных школ и лицеев не прекращаются даже тогда, когда все заинтересованные стороны - руководство, родители, обучающиеся – получают ответы на вопросы в виде регламентов, инструкций, приказов учредителя. Причина в том, что проблема развития интеллектуального потенциала, особенно в удаленных от столицы регионах, гораздо масштабнее, чем это представлено в отчетах школ и региональных министерств образования.

Российская академия наук совместно с минпросвещения России увидели решение проблемы в применении системного подхода в подготовке молодых кадров. 28 декабря 2018 года Владимир Путин одобрил инициативу по созданию опорных школ под эгидой РАН. Проект ориентирован на создание благоприятных условий для выявления и обучения талантливых детей, их ориентации на построение успешной карьеры в области науки и высоких технологий и включает 108 российских образовательных учреждений,  среди которых - три общеобразовательных организации Иркутской области: лицей ИГУ, ангарский лицей №1 и братский лицей №2.

Координатором проекта в Иркутске является научный руководитель Иркутского научного центра Игорь Бычков. По мнению академика, исключительное значение имеет качество интеграционных процессов в части форм взаимодействия школ, лицеев и готовность участников проекта к воплощению поставленных задач. «Ориентация детей на построение успешной карьеры в области науки – не единственная и, возможно, не самая главная задача этого проекта. Предпрофессиональная подготовка учащихся должна строиться с учетом широких задач выявления исследовательских способностей учеников, формирования организационного и научного потенциала в стенах общеобразовательных учреждений. Уже объединены силы молодых ученых, аспирантов научных организаций и участников проекта: в научных учреждения СО РАН созданы микроколлективы по профилям взаимодействия со школами, выбран координирующий орган – совет молодых ученых».

Активно включился в работу лицей № 2 города Братска. Директор Юлия Кулешова рассказывает, что в 2019 году лицею присвоен статус Базовой школы РАН и выбор организаторов проекта неслучаен – это высокие результаты и очевидные эффекты лицейского образования: лицеисты учатся ставить цель своей деятельности, выбирать инструменты ее достижения, анализировать результаты, рефлексировать в отношении выполненных действий. Теперь наступило время строить инновационную образовательную среду с учётом индивидуальных запросов учащихся: «Ведущая практика сегодняшнего лицея – построение смешанной модели Базовой школы РАН, одной из составляющих которой является профильная школа с приоритетными технологическим и естественнонаучным профилями. Нашу старшую школу мы называем «новая школа».

В январе 2019 года администрация лицея запустила научно-популярные сетевые лектории для вовлечения школьников в исследовательскую и творческую деятельность. Научно-консультационную работу поддержали ИНЦ СО РАН (гуманитарное (лингвистическое) направление), Институт динамики систем и теории управления им. В. М. Матросова СО РАН (технологическое направление), Сибирский институт физиологии и биохимии растений СО РАН (естественно-научное направление). Уже в марте лицеисты стали участниками иркутских информационных и обучающих семинаров, а новый учебный год в лицее начался с открытия «профильной школы».

7-10 сентября 2020 года состоялся запуск профильной школы для учеников 10-х классов. Это четыре дня напряженной и плодотворной работы. Первый день - «Правила игры», когда лицеистам представили Дневник профиля, который поможет старшеклассникам в их профессиональном самоопределении – познании себя, личных и профессиональных предпочтений, дефицитов, возможностей, горизонтов и перспектив. Второй день был назван «О профиле в понятиях». Цель лекций научно-популярного содержания – помочь старшеклассникам сориентироваться в структуре профильных предметов и их фундаментальных понятиях, получить ответы на вопросы, почему некоторые дисциплины курса объединены в профиль; что общего между учебными предметами одного профиля; как, зная это, эффективно выстроить свою подготовку к продолжению обучения в высшей школе? Лекции провели учителя математики и информатики и научный сотрудник Института динамики систем и теории управления СО РАН, кандидат физико-математических наук Степан Сорокин. Учащимся представили исторические корни взаимосвязи трёх наук – физики, математики и информатики; описали сущность математики как фундамента всех точных наук; рассказали о возможностях выбора профессии, которые дают знания профильных дисциплин.

Ведущий инженер СИФИБР СО РАН Юлия Нурминская совместно с учителями биологии и химии познакомили с особенностями содержательной и методологической взаимосвязи двух наук – биологии и химии, показали их общий понятийный аппарат, продемонстрировали интересные факты, которые могут быть положены в основу учебно-исследовательской деятельности. Ученый рассказала о перспективах профессионального самоопределения учащихся естественнонаучного профиля.

«О лингвистике и ее друзьях» - назвали свою лекцию педагоги лицея и начальник отдела научно-образовательной деятельности и экспертной оценки, заведующий кафедрой педагогики и экспертной оценки, кандидат филологических наук, доцент Наталия Свердлова. Они сделали акцент на интеграции лингвистики и информатики, на понятиях «язык» и «коммуникация», толковании научных терминов, а лингвист на примерах продемонстрировала многообразие языков и их идентичность, рассказала о тех возможностях, которые дает владение языком и наличие компетенций в области прикладной лингвистики для выбора жизненного пути. 

В рамках третьего дня «Горизонты профиля» педагоги продемонстрировали методы и технологии работы в старшей школе. Кейс-технология, учебное исследование, проектная технология, проблемное обучение «перевернутый класс» - эти форматы будут использованы в процессе формирования исследовательских умений у школьников.

В четвертый день перед педагогами стояла задача показать отличительные особенности итогового индивидуального проекта и учебного исследования, помочь старшеклассникам определиться с проблематикой будущих исследований и выбрать руководителей.  

Итогом «Территории НТИ» стало формирование каждым лицеистом своей индивидуальной образовательной программы. И в этом главная особенность «профильной школы» братского лицея. Каждый ученик входит в выпускную фазу, в полной мере осознавая круг своих интересов, в том числе и научных, что способствует развитию исследовательских способностей учеников и значительно повышает уровень их подготовки.

Итогом запуска профильной школы станет презентационная площадка. 26 сентября учащиеся представят выбранные индивидуальные образовательные программы, после чего будет сформирован учебный план, в котором особое место займут стажировочные сессии, профильные практики и научные консультации. Серьезная работа ждёт и педагогов. Но трудности не пугают ни педагогический состав, ни наставников, потому что цель благородная - формирование профессиональной и научной карьеры будущих школьников, которые, возможно, завтра станут гордостью российской науки.

Наталья Свердлова, Юлия Ткачева при поддержке пресс-службы ИНЦ СО РАН, специально для портала «Глагол38»

Фото из открытых источников

Возрастное ограничение: 12+

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

25.09.2020


Новости партнеров

Северная столица