Живой Вампилов на Байкале, или записки питерского драматурга
26 сентября 2023
Елена Радченко рассказывает, что начало 80-х годов для нее прошло под знаком Валентина Распутина и Александра Вампилова. Тогда в Московском институте культуры они инсценировали их рассказы, ставили отрывки и спектакли.
Об этом ее большой текст в «Независимой газете». Глагол38 публикует его с незначительными сокращениями.
Распутин к тому времени уже написал «Уроки французского», «Живи и помни», «Последний срок». С будущим мужем я познакомилась во время работы над маленьким спектаклем по его рассказу – о встрече мужчины и женщины через двадцать лет после окончания войны на областном совещании передовиков сельского хозяйства. Рассказ назывался «Встреча», правдивый такой, честный и щемящий. Перечитав его сейчас, подумала – какие мы, городские жители, были «передовики производства», доярка и механик? Видела тогда же в одном московском театре «Последний срок», спектакль пролетел мимо, не оставив в памяти ни одной сцены. Распутина читали, для сценического воплощения он был труден, не всем давался.
Другое дело – Вампилов. Для чувствительных студенток ранняя смерть корреспондента молодежной газеты и драматурга сразу делала его «живее всех живых». Спектакли после смерти автора тогда шли по всей стране, некоторые были вполне удачными. Ну и мы, студенты, припадали к источнику – я играла Валентину в «Прошлым летом в Чулимске», Нину в «Старшем сыне».
И вот, пережив «иные времена – иные песни», получаю приглашение на фестиваль любительских театров «Театральная осень на Байкале». Спектакль по моей пьесе «Квартира для расставаний» в постановке режиссера Ирины Бушуевой вошел в конкурсную программу. И, как потом оказалось, впервые за двадцать восемь лет существования фестиваль позвал драматурга.
В аэропорту Иркутска нас встретил водитель такси Николай. Двухчасовая ночная поездка к месту фестиваля – базе отдыха «Утулик» – по горному серпантину с несущимися навстречу фурами и погружением в проблематику местной жизни. Главная из которых – бесстыдное поведение местной нерпы, которая умудряется за ночь сожрать всю рыбу в раскинутой рыбаками, не признающими запрет на ловлю байкальского омуля, сети. «Утром приходишь, а она сидит такая, – возмущался Николай, – на камушке греется. И смотрит на тебя, дурака. А ты потом два дня отлеживаешься, спина болит – надорвал, пока сеть-то тянул. Она ведь тяжелая, хоть и пустая».
Николай посвятил нас в историю своих взаимоотношений с бурятским шаманом, которого он просил избавить его от визитов чертей, полюбивших проводить время на крыше сторожки, в которой ему приходилось ночевать по долгу службы.
Уникальным человеком была придумана «Театральная осень на Байкале». Леонид Беспрозванный – автор 12 книг и режиссер народного театра «Чудак». Ангарск – ухоженный и благоустроенный город с более чем 200-тысячным населением и неблагополучной, увы, экологической обстановкой.
Первая моя зрительская удача на фестивале – булгаковское «Собачье сердце» от ангарского театра «Чудак». Постановщики очень удачно выпустили на сцену Клима Чугункина – того, кто «подарил» псу Шарику после своей кончины важные жизненные органы. Правда, назвали создатели спектакля этого персонажа не Чугункиным, а Существом. Сотворцы этого нового инфернального мира – весьма живописная толпа народа и компания Швондера – все, кто противостоит профессору Преображенскому и доктору Боменталю и втягивает в свою орбиту «нового человека» Шарикова.
Кстати, фестивальный показ «Собачьего сердца» завершился самым неожиданным образом: после поклона на сцене остались двое. Молодой человек встал на колено и сделал предложение руки и сердца своей избраннице. Зрители приветствовали красивую пару аплодисментами. «Мысль семейная», надо заметить, одна из самых основополагающих в любительских театрах. Здесь рождаются семьи, а потом на сцену выходят и подрастающие дети, играют вместе с родителями.
Еще одним фаворитом фестиваля оказался «Последний срок» в народном театре «Люди» города Байкальска. Самый южный город Иркутской области с населением в 13 тысяч человек, закрытым целлюлозно-бумажным комбинатом, лишившим горожан стабильной работы, малоэтажной застройкой. Получив компенсацию, говорят, можно было перебраться в Иркутск. Вот только как от Байкала-то, на берегу которого он стоит, уедешь?
Валентин Распутин считал «Последний срок» своей главной книгой. И этот спектакль театра «Люди» – без каких-то особенных постановочных изысков, без указующего режиссерского перста и актерского нажима – втягивает в свою орбиту и не отпускает. Старуха Анна «кончается». Сын Михаил отбил телеграммы братьям и сестрам. Дети собрались у смертного одра, чтобы честь по чести проводить мать в последний путь, но произошло чудо – увидев своих детей, старуха Анна встала...
Чудо нарушило ожидаемый ход вещей. Дети прямо сейчас должны решать «неудобные» вопросы: что они скажут на работе, ведь они отпрашивались на похороны? С кем из них останется теперь мать? Конечно, это распутинская притча. Но эффект абсолютной аутентичности происходящего – в темпоритме, актерских оценках, костюмах – потрясает всех в зрительном зале, включая тех, кто при этой авторской реальности и не жил. Байкальск – на одной географической широте с Лондоном, побратим его – американский городок Саут-Лейк-Тахо, а правда в том, что и сейчас время течет здесь, на берегу Байкала все так же, по-распутински... В тех же нравственных координатах тех самых «вечных ценностей», понимаемых не как догма, а как вопрос, обращенный к совести человека.
А еще обаятельный народный театр «Предместье» из Иркутска со спектаклем «Старосветские Ромео и Джульетта», театр «Зеркало» из Железногорска-Илимского, театр кукол «Алешка», школьный театр «Шкода» из Ангарска, театр «Экспромт» из Нижнеудинска…
Спектаклей по пьесам Вампилова в программе фестиваля не было. Но стоило мне вспомнить пьесу «Прошлым летом в Чулимске» и задать вопрос о происхождении названия городка, как я услышала несколько версий. Самая убедительная – от историка Андрея Никифорова, артиста театра «Зеркало». Он рассказал, что Вампилов соединил два хорошо известных ему как корреспонденту областной молодежной газеты названия: Нижне-Илимск и Чуна. И такая очень важная подробность: чайная – место действия пьесы – была списана с реального дома купца-миллионера Якова Черных, жившего в Нижне-Илимске. Сейчас мы уже не увидим ни чайную, ни сам Нижне-Илимск, он ушел под воду после строительства Усть-Илимской ГЭС. Андрей же напомнил, что одним из первых вариантов названия пьесы было не «Прошлым летом в Чулимске», а «Лето красное – июнь, июль, август...».
Кстати, Вампилов не утонул в Байкале. За два дня до 35-летия, 17 августа 1972 года, он отправился с другом на лодке за рыбой, на обратном пути лодка перевернулась. Скончался он уже на берегу, и не от переохлаждения – от сердечного приступа. Так говорят его земляки. Они-то знают. Нынче в конце августа Байкал был теплым и ласковым.
Фото автора Елены Радченко
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!