«Castro Cafe»: бизнес крепостью двойного эспрессо

27 февраля 2018

Первую кофейню создатели сети Castro Cafe – братья Сергей и Артем Знаменские и их друг Тимур Даржаев – запустили в Иркутске еще в 2010 году. Все шло «как по нотам»: успешный старт, стремительное развитие, новые точки. А потом – драматичный декабрь 2014-го, падение доходов населения и кардинальная перестройка рынка общепита. Благодаря чему Castro Cafe удалось выстоять? Как помогло бизнесу кредитование? И зачем компании понадобилось собственное производство? Об этом в газете "Дело" рассказал один из основателей Castro Cafe  Артем Знаменский.

"Глагол. Иркутское обозрение" публикует на свиох страницах отрывок из этого большого интервью.

Первая точка «Castro Cafe» появилась в ТРЦ «Джем Молл» в 2010 году. Ситуация на рынке тогда была крайне благоприятной: федеральные игроки после кризиса 2008-го заморозили свое развитие и не спешили заходить в Иркутск, а торговым центрам нужны были арендаторы. Местным компаниям дали «зеленый свет». Этим и воспользовались молодые предприниматели, уже успевшие попробовать свои силы в общепите. Москвичей презентация иркутян впечатлила: после десятков заявок о пиццериях и позных предложение открыть кофейню показалось им интересным и свежим. Этот формат тогда был еще достаточно нов для Иркутска, но управляющая компания «Джем Молла» сочла его перспективным и выделила бизнесменам не маленький «остров», на который те рассчитывали, а просторное помещение в торговой зоне.

На открытие первой кофейни Артем, Сергей и Тимур потратили порядка полутора-двух миллионов рублей. На старте обошлись без кредитов – были средства от продажи предыдущего бизнеса (столовой), личные сбережения. Помогли друзья и родственники.

В названии «Кастро» предприниматели объединили два слова – «кафе» и «бистро». Основу ассортимента кофейни составили вкусный кофе, смузи, качественные сэндвичи и салаты, которые можно взять с собой.

Формат попал «в точку» – бизнес стремительно пошел в гору. Вскоре предприниматели  открыли новую кофейню в ТРЦ «Карамель», а затем – в Иркутском аэропорту и в историческом 130-м квартале. К кризису 2014 - 2015 годов Castro Cafe подошла успешной и стабильной компанией. События в экономике, однако, заставили пересмотреть взгляды на бизнес и многое изменить.

География точек Castro Cafe в последние годы тоже изменилась: например, из «Джем Молла» кофейня перебралась в соседний «Сильвер Молл». Вы удовлетворены выбором?

Мы пока не можем диктовать свои условия, как крупные федеральные компании, однако нам удалось получить хорошее место – площадь на первом этаже в торговой зоне, где, в основном, расположены павильоны крупных брендов. Точка уже себя оправдала. Здесь большой потенциал для роста: хороший трафик, кинотеатр, игровая и торговая зона. Однако, по сравнению с «Джем Моллом», в  «Сильвере» острее конкуренция: внутри больше кофеен.

В 2017 году вы открыли еще одну точку – в ТРК «КомсоМОЛЛ». Почему зашли туда не сразу?

«КомсоМОЛЛ» открылся в разгар кризиса, и, конечно, управляющей компании пришлось непросто. Мы ждали, когда заработают кинотеатр и зоны развлечений – все-таки для кофейни нужен хороший трафик. Когда мы приняли решение зайти в ТРК, об аренде договорились буквально за пару месяцев.

Первые кофейни вы открывали на свои средства. Выручки по-прежнему хватает на развитие сети?

Не всегда. В связи с активным открытием новых точек нам потребовались дополнительные средства. В этом году мы получили кредит.

Собственное производство во время кризиса – это в большей степени риск или «подушка безопасности»?

Наличие производства важно и выгодно. Так мы можем контролировать качество продукции и себестоимость. Мы совершенствуем ассортимент: если раньше в меню Castro Cafe были только напитки, сэндвичи и салаты, то теперь к ним добавились и кондитерские изделия. Так что, конечно, это «подушка безопасности». Мне сложно представить, как возможно иначе работать на нашем рынке. На западе кофейни заказывают продукцию у поставщиков, у нас этого нет, да и экономика другая.

Сейчас производственные мощности нашей фабрики-кухни загружены полностью, но мы планируем наращивать обороты, чтобы обеспечивать продукцией собственного производства не только свои точки, но и сторонние. Это будет отдельный бизнес и дополнительный источник дохода.

Как часто вы меняете ассортимент?

Каждый сезон у нас появляются новые напитки. Сейчас каждый месяц – новые десерты. Потом новинки десертов будут появляться сезонно. Однако популярностью неизменно пользуется классика – капучино, латте и чизкейки. Скоро в продаже появятся конфеты, несколько новых муссов и пироги. Кондитерский цех сейчас работает с полной загрузкой. Темпы роста такие, что сложно успевать. Надо расти качественно, и, чтобы эти объемы выполнять, нужен новый персонал.

Кризис все-таки заставил вас поднять цены?

Сейчас кругом много дешевых, но некачественных продуктов. Мы идем путем сохранения и улучшения качества, а цены стараемся удерживать на прежнем уровне. Если не получается – то повышать незначительно, не более 10 %. Очень помогает собственное производство: благодаря ему, мы можем контролировать составы блюд, ингредиенты.

Говорят, что Иркутск перенасыщен торгово-развлекательными центрами, и новые объекты такого формата вводить больше не планируют. За счет чего будете расти вы?

Мы не исключаем роста кофеен вне торговых центров. У нас есть кофейня в 130 квартале, есть в аэропорту, есть в ТРЦ. Мы работаем по ситуации с разными форматами.На мой взгляд, в Иркутске много интересных мест для размещения кофеен, поэтому отсутствие новых ТРЦ не вызывает беспокойства. Еще одна точка роста для нас, без сомнения, – фабрика-кухня. Сегодня она уже осуществляет оптовые продажи сторонним клиентам, возможно появление новых сервисов для гостей.

Каким вы видите Castro Cafe через два-три года?

Мы делаем ставку на производство качественных продуктов. На рынке их сейчас мало. У Castro Cafe появятся новые сервисы, будут открыты новые кофейни. Есть в планах и другие проекты.

Когда-то вы говорили, что кризис – лучшее время для предпринимателя. Не изменили точку зрения?

Кризис – это хорошее время для предпринимателя. Он каждый день заставляет думать о том, какие инструменты задействовать, что предпринять… И еще это хорошая проверка на прочность. Мы её прошли.Мы за два года переработали колоссальный объем информации и проделали много работы внутри компании. Изменили подход и внутреннюю систему. Пришлось отказаться от некоторых идей, чтобы с большей отдачей сконцентрироваться на других.

И все же – это были годы развития или годы борьбы для вас?

Тут все зависит от уровня оптимизма. Для нас эти годы – годы развития. Мы многому научились. Легко было работать в условиях стабильности, можно было рисковать. Сейчас реальность жестче, надо смотреть и принимать решения взвешенные, проверенные – либо опытом, либо исследованиями.

Что вы можете посоветовать тем, кто собирается заняться бизнесом?

Хорошо подумайте о своих мотивах, спросите себя, зачем вам это нужно. Бизнес – это серьезная работа, и заниматься им только для того, чтобы не работать на других – не получится. Очень важно найти единомышленников и надежных партнеров. На начальном этапе желательно вкладывать в дело свои деньги. Потом, когда бизнес окрепнет – можно подумать и о кредитовании.  Устоявшемуся  бизнесу  кредит может дать новый импульс, открыть новые возможности и  горизонты. Мы в этом убедились сами.

Дело

Фото Андрея Федорова

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также