"Байкал-Аляска": день за днем

27 июня 2018

"Глагол" сообщал о том, что 17 июня из Петропавловска-Камчатского начался второй этап экспедиции "Байкал-Аляска", которую на надувном катамаране морского стиля "Искатель" инициировал иркутский предприниматель Анатолий Казакевич.

Сейчас мы расскажем о том, что было за первую неделю путешествия на основе тех путевых заметок, которые публикуются на сайте проекта.

День первый. 17 июня. Первые 110 км

Утро первого дня началось у нас с борьбы. Яростной и принципиальной. В нас боролись два желания. Первое – побыть еще в гостеприимном Петропавловске-Камчатском с новыми классными друзьями, тоже считающими себя сибиряками, благодаря которым мы справились с подготовкой не за месяц, а за две недели. Второе – скорее рвануть в океан, азартно поздороваться с ним после полугодового перерыва и отправиться на север среди дикой природы.

Победил компромисс: друзья на двух яхтах прошли рядом с нами по Авачинской бухте до ворот в океан. В этот день он был спокоен, но мы добавили ему драйва, скорости и волн. На одной волне. В одном ритме. С одним настроением. Вперед!!

Чем дальше, тем больше низкого тумана, птиц, колонков, тюленей. Больше холода. Больше скрытых опасностей. О них нас предупредили, так что мы осторожны. Берем курс на бухту Бечевинка, застегиваем яхтенные костюмы и пытаемся фотографировать потрясающие камчатские виды в проблесках тумана. Иногда удается.

110 км, и мы у запланированной точки в бухте. Темно. Холодно. Тихо. Хорошо. Бросаем якорь, достаем спальники и устраиваемся на ночлег. После двух суток без сна накануне старта, пока готовили катамаран, хочется одного: выспаться.

День второй. 18 июня. Прошли одно из самых опасных мест

Первое океанское утро стало для нас поздним. Зато мы встали бодрые и отдохнувшие, в полной готовности продолжить путь. Нашему сну не помешало даже соседство с городом-призраком, расположенным в бухте Бечевинской, которая раньше была секретной базой советских подлодок.

Может, конечно, «Искатель» и тревожило эхо «голосов» его дальних родственников, базировавшихся здесь раньше, отчего он неспокойно перемещался по волнам и сделал нервный чертеж на карте, но нас это только укачивало.

Кстати, у нас больше никакой борьбы, как вчера, полная гармония: между экипажем и катамараном, катамараном и океаном, экипажем и всем, что его окружает. А окружают нас водопады, вулканы, ручьи, сопки и свежий океанский ветер. Медведей нет. Предпринимателей для фильма нет. Только предприимчивые чайки и нерпы. Но их секрет успеха и так понятен.

Главное событие дня - мы обошли мыс Шипунский, который считается одним из самых опасных возле Камчатки. Коварству древних подводных рифов и острых вдающихся в океан скал противопоставили современное навигационное оборудование «Искателя». И зорких себя. Да, в океан надо выходить выспавшимся!

День третий. 19 июня. Первый медведь

Ну вот, теперь все правильно: проснулся утром на Камчатке, расстегнул спальник, выбрался из палатки – и увидел медведя на берегу. Порадовался, что «Искатель» стоит метрах в 300 от этого самого берега. Пожелал медведю вкусного завтрака – и пошел готовить свой.

Завтрак у нас, как обед и ужин, пока из закупленной на берегу провизии. Рыбалки нет: рыба придет только недели через полторы. Так что на подножный (точнее, на подкатамаранный) корм, в отличие от медведя, мы пока не переходим.

Движемся вдоль Кроноцкого заповедника под парусами: впервые в этом году подняли грот и генакер. День шикарный: сверху - Солнце, снизу - спокойный Тихий океан, вокруг - горы в снегах, вулканы, на горизонте - вулкан Кроноцкая сопка. Хотели подняться вглубь материка по реке, но накат волны в устье слишком большой, рисковать не стали.

Ложимся на курс - идем к очередной бухте на ночлег. Кстати, спать здесь и хочется, и не хочется. Ночи холодны, но именно во время них, в тишине и полной темноте, ощущается единение с природой, которого никогда не испытаешь рядом с цивилизацией.

День четвертый. 20 июня. Парад морских млекопитающих

Целый день у нас гости, только успеваем бегать из одного угла «Искателя» в другой, стараясь никого не обделить вниманием. Так с 5.30.

Началось все с горбатого кита. Он подошел со стороны океана, поплескался рядом и откланялся. Затем на берег из тумана вышел медведь, встал на задние лапы и долго смотрел на нас. Мы были вежливы: тоже стояли и смотрели на него. Только еще наводили камеры.

После мишки встретили двух серых китов, они прошли на расстоянии 30-50 метров. А потом еще и еще. Как после пояснили нам ученые, даты нашего маршрута совпали со временем миграции китов из Калифорнии, так наше географическое путешествие соединилось с «плановым» путешествием этих морских млекопитающих.

Не успели скрыться киты, как с левого борта показался камень с сотней сивучей. А потом вокруг нас резвилась стая тупиков. Самая многочисленная делегация на сегодня оказалась и самой фотогеничной - мы успели сделать интересные съемки для нашего фильма, который мы снимаем во время экспедиции.

Полюбовавшись на вулкан Кроноцкая сопка и преодолев сложный Кроноцкий мыс, завернули в Камчатский залив и пошли вдоль берега под парусами. Некоторые виды напоминают наш Хамар-Дабан в начале марта. И вообще в природе много родного сибирского. Кроме вулканов, конечно.

Сегодня у нас заканчивается время адаптации к условиям экспедиции и относительного отдыха (совершенствованием систем катамарана мы будем заниматься все время, но об этом расскажем потом отдельно). С завтрашнего дня начнем планировать и проводить съемки историй для нашего фильма о предпринимателях, создающих новые экономическую карту русского Севера.

День пятый. 21 июня. Кордон Кроноцкого заповедника

Как же приятно проснуться утром от витающего в воздухе манящего запаха …рыбы! Особенно, когда говорили, что она придет в эти места только недели через полторы, а ты уже сейчас явственно ощущаешь такие знакомые «ноты» в океанском воздухе. Поэтому еще до того, как чистить зубы, забросили за борт «краболовку». Но маневр, столько раз выручавший нас в прошлом году, на этот раз не сработал, так что достали спиниги – и скоро поздравляли друг друга с первым уловом первого этапа экспедиции: две крупных камбалы и минтай. Так что на завтрак у нас была уха!

В этот день у нас вообще было много первого, кроме рыбы: первое пройденное устье, первый шаг на «твердую почву» со времени старта, первая баня. Все эти события произошли в Чажме, где расположен кордон Кроноцкого заповедника.

И надо же такому случиться, что именно в этот день на кордон на вертолете Ми-8 прибыло руководство заповедника с проверкой, что бывает раз в год. Так что обедали мы в большой дружной компании душевных людей – тоже, кстати, впервые с момента экспедиции. И формат получился необычный: обед-лекция о Кроноцком заповеднике, его истории, географии, людях. Конечно, байках, где еще такое услышишь!

А уж где увидишь, как то, о чем рассказывают, тут же иллюстрируют спонтанные участники разговора: лиса, спокойно подошедшая метров на пять, или пара медведей, резвящаяся на другом берегу реки. Правда, некоторые рассказанные егерями истории мы бы предпочли оставить без иллюстраций: например, о любви медведей использовать резиновые лодки в роли жевачки и любви вскрывать бочки с мазутом (конечно, все наши ночевки проходят в море на безопасном расстоянии от берега, но любые предупреждения лишними не будут, бдительность и еще раз бдительность).

И пару слов о нашей первой бане. На кордоне это домик с ванной и горячими источниками. Температура воды в них – 65 градусов. Ее надо набрать в ванну, заткнуть ее деревянной трубкой и подождать, чтобы остыла. А потом сохранить ощущения, потому что неизвестно, где получится полноценно помыться в следующий раз.

Провожаемые новыми друзьями, вышли в море при полном штиле и через полтора часа встали на якорь в Камчатском заливе.

День шестой. 22 июня.

Парус – мотор – парус – мотор – парус. В таком режиме мы прошли Камчатский залив и пришвартовались возле Усть-Камчатска. В этом районе объявлено штормовое предупреждение, так что два дня мы планируем пережидать непогоду здесь. Дел много: подготовить катамаран к более сложному пути дальше на север, установить свет для ночных переходов, закупить топливо и провизию. И сделать часть съемок для нашего документального фильма.

Недалеко от Усть-Камчатска расположен историко-культурный центр «Нижне-Камчатский острог». В 18 веке острог был базой Первой Камчатской экспедиции. В Нижнекамчатске до 30-х годов прошлого века находился местный архив, в котором хранились уникальные документы по истории освоения Камчатки и Русской Америки.

День седьмой. 23 июня. Поселки-родственники

Путешественников с Байкала, оказавшихся в окрестностях Усть-Камчатска, ждет сюрприз: название «Култук» на карте, как раз на берегу местного озера. Дело в том, что на берегу Байкала тоже есть Култук – это первое русское поселение на юге озера, одно из старейших в Сибири, которое в середине 17 века основал Иван Похабов, двигаясь в Тункинскую долину.

Решив узнать значение слова, объединяющего две точки нашей экспедиции, обнаружили интересный факт, связывающий Култуки с торговым путем сибирских купцов, по которому мы идем: в словаре Владимира Даля сказано, что «култук» в Сибири – это и место на судне, лодке, занятое товаром одного хозяина. Вот такая вот связь с прошлым.

И рядом – то, что связано с будущим. В Усть-Камчатске впервые за время пути мы увидели ветряки, много-много. Привычные для глаза во время путешествий по Европе, здесь они удивили. Как оказалось, ветряки – часть крупнейшего на Дальнем Востоке ветроэнергетического комплекса, совместного проекта, реализованного при поддержке Правительства Камчатского края, энергетической компании и японских специалистов. «А ведь наш «Искатель» на них похож», – сразу подумали мы: он ждет здешнего ветра в свои паруса, они – на свои «паруса» – лопасти. Пожелаем нам всем хорошего ветра!

Продолжение завтра.

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk