Владимир Демчиков: Оскар – 2016: умерщвление выживших и поощрение безумных
29 февраля 2016
В ночь с воскресенье на понедельник, 28 февраля по американскому времени, были, наконец, вручены премии Американской киноакадемии "Оскар". Несколько «Оскаров» имеет смысл прокомментировать, чтобы понять, насколько эта премиальная институция сохраняет свое изначальное содержание и назначение.
Из «Оскаров», не вызывающих особые вопросы, можно отметить премию за оригинальный сценарий фильму "В центре внимания": истории о том, как американская газета «Бостон Глоб» готовила расследование о педофилии в католической церкви. Публикация произвела эффект, как принято говорить, разорвавшейся бомбы и привела к множеству процессов против священников-педофилов. За лучший адаптированный сценарий премию получил фильм "Игра на понижение" – мощная экранизация знаменитой книги о том, как в 2005-2007 годах несколько финансистов почувствовали приближающийся крах ипотечных облигаций в США и «встали» против рынка американской ипотеки, поставив на его падение.
Премию за женскую роль второго плана получила Алисия Викандер за роль в "Девушке из Дании", хотя я бы дал ей премию за роль девушки-андроида в фильме Ex machina. Ex machina, кстати, получил премию за лучшие спецэффекты: там Алисия Викандер полфильма вообще играет только лицом, ибо все остальное тело представляет из себя металлическую конструкцию, довольно, кстати, привлекательную, как ни странно.
Сразу шесть технических «Оскаров» (за дизайн костюмов, лучшую работу художника, лучший грим и прически, лучший монтаж, лучший звуковой монтаж, лучшее сведение звука) получил «Безумный Макс. Дорога ярости» Дж. Миллера. Он же претендовал и на премию за лучший фильм – но не случилось.
Премию за лучшую работу оператора получил Эммануэль Любецки за «Выжившего», и это накалило обстановку: «Выживший» претендовал, среди прочего, еще и на лучший фильм, а режиссер Иньярриту и Леонардо Ди Каприо – на «лучшего режиссера» и «лучшего актера» соответственно. Но об этом чуть позже.
К сожалению, проиграл фильм К.Бронзита «Мы не можем жить без космоса», премию за короткометражный мультфильм получила чилийская "Медвежья история". «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана получил Марк Рейланс за роль советского разведчика Рудольфа Абеля ("Шпионский мост"). Так что Россия на этом «Оскаре» все-таки присутствовала в числе победителей, пусть и в образе персонажа-разведчика. 87-летний Эннио Морриконе получил премию за музыку к неовестерну К.Тарантино «Омерзительная восьмерка», а Сэм Смит и Джимми Нейпс – за музыкальное оформление «Спектра», последнего фильма «бондианы».
Главной интригой этой церемонии было: получит ли своего первого «Оскара» Леонардо Ди Каприо, который в главной роли в «Выжившем» претерпел немало физических страданий и чуть ли не жрал мерзлую землю.
Лео своего «Оскара» таки наконец получил, ибо не получить и на этот раз – было бы уже просто скандально. Этого, впрочем, следовало ожидать: главные красавчики Голливуда часто получают премии только за роли, где их заставляют физически страдать или плохо выглядеть, и этот как раз тот случай. Так что, перефразируя известное выражение, описывающее, с помощью какого действия ртом иные дамы добиваются хороших финансовых результатов, можно сказать, что Леонардо Ди Каприо «наползал» себе на «Оскара» в этом фильме. Несмотря на действительно большую физическую нагрузку, выпавшую актеру, его роль в «Выжившем» все-таки абсолютно для него проходная и малозначимая, и я не верю, что где-то на свете существует хоть один человек, который будет пересматривать «Выжившего» ради Ди Каприо. Но что поделаешь – затянувшаяся оскаровская пауза одного из самых талантливых и трудолюбивых артистов Америки предсказуемо завершилась долгожданной премией, допустившей Ди Каприо в «клуб».
Иньярриту своего «Оскара» за лучшую режиссуру тоже предсказуемо получил (раз уж Лео дали), и до самого конца оставалось загадкой, получит ли теперь «Выживший» «Оскара» за лучший фильм. Если бы это произошло (а в том, что так и будет, все были уверены, в том числе и букмекерские компании, ведь за тридцать пять лет только пять раз премия за «лучший фильм» и «лучшего режиссера» расходились в разные руки), то это означало бы, что какая-то монотонная пафосная ерунда, каковой, без сомнения, является «Выживший» - это то, что стариканам-академикам (средний возраст – 62 года) сегодня почему-то кажется более важным, чем собственно кино.
Однако «Выживший» внезапно провалил эту номинацию Академики, вручив «Оскара» Лео Ди Каприо и Иньярриту, решили, что с «Выжившего» хватит, и дали премию фильму «В центре внимания», уже получившему ее за лучший сценарий. Выбор не бог весь какой, уж лучше бы дали прекрасной «Комнате» или даже «Безумному Максу» - но, видимо, искали в колоде то, что сможет перешибить шокирующий эффект от невручения премии фавориту – и нашли социально значимую картину. Впрочем, бог с ней, главное – что не дали «Выжившему».
Из остальных наград хочется отметить премию невероятной актрисе Бри Ларсон, сыгравшей в «Комнате» девушку, семь лет находившуюся в плену у насильника, вырастившую в своей комнатушке сына – и пытающуюся вырваться наружу. Фильм очень сильный (снять фильм, действие которого в основном происходит в крошечной комнатушке – это вообще невероятная по сложности задача), актерские работы в нем выше сяких похвал, и особенно хороша, конечно, главная героиня.
Ну и в заключение – мне лично большое удовольствие доставила неудача на «Оскаре» этого года «Марсианина» – одного из слабейших фильмов конкурса, собравшего отличную кассу, но вместе с тем являющего одним из самых ярких за последнее время примеров кинохалтуры и неуважения к зрителю. Так что отличная касса – еще не гарантия качества. Как, впрочем, не является такой гарантией и сам «Оскар» - но иногда все-таки от его результатов получается испытать удовольствие. Особенно когда они совпадают с твоими абсолютно субъективными предпочтениями: ведь мы же сами, сами выбираем, что нам смотреть, правда? И маркетинг тут совершенно ни при чем, не так ли?
Возрастное ограничение: 16+
Все статьи автора
В наших соцсетях всё самое интересное!