Владимир Демчиков: «Про любовь» Анны Меликян: новые песни о плавном
31 января 2016
Фильм Анны Меликян «Про любовь», уже получивший главный приз «Кинотавра» в 2015 году, только что удостоен приза фестиваля «Золотой орел» в номинации «лучший фильм». Можно, конечно, объяснить такое повышенное внимание к этому фильму усталостью киносообщества от общего пафосного милитаристски-исторического кинофона (достаточно посмотреть список победителей «Орла»), созданного усилиями Минкульта для правильного воспитания трудящихся. Фильм и правда контрастирует с основной тяжеловесной кинопродукцией культфабрики им.Мединского: он очень легкий, человеческий – и подчеркнуто лишен непременных глубоких раздумий и широких обобщений, которые, как мешки с картошкой, до сих пор упрямо таскают в своих фильмах многие стареющие классики советского кино.
В легкости и какой-то воздушности фильма – его безусловная сила и обаяние. Но в этом же и его слабость. Фильм состоит из нескольких новелл о любви, герои которых иногда пересекаются, не подозревая о существовании друг друга. Двое влюбленных косплейщиков, секретарша и стареющий босс (в этом эпизоде снялись неузнаваемая Юлия Снигирь и Владимир Машков, которому в фильме, вообще говоря, особенно удался танец на финальных титрах), японка, приехавшая в Москву в поисках русского мужа и русской души, уличный художник, плотно зажатый между двумя ногастыми кралями и Петром Великим, богатейка (М.Ефремов), приглашающий бывшую супругу (Р.Литвинова) просканировать психологически свою новую пассию – все они так или иначе барахтаются в море житейском в поисках любви. Есть, правда, еще и длящаяся с перерывами весь фильм «лекция о любви», которую читает та же самая Рената Литвинова – но это наименее удачная придумка картины. Именно эта «лекция о любви», аморфная, довольно бестолковая и какая-то жалкая, каждый раз обрушивает настроение фильма и принудительно заставляет зрителя как бы «начинать с нуля». Что каждый раз досадно.
Легкость и воздушность фильма, конечно, прекрасна, но когда с одной и той же одинаковой легкостью и воздушностью рассказывается обо всем – это немного все-таки надоедает. Симпатичная полицейская, сначала с чувством служебного долга копающаяся в заднице девочки-косплейщицы в поисках наркотиков, а потом вдруг сама проникающаяся косплеем и наряжающаяся в аниме-героиню – это все, конечно, придумано легко и воздушно, но уж слишком приторно и неправдоподобно. Легкость и воздушность, явно понимаемые авторами как цель, в какой-то момент вдруг приводят к пересахаренности – и к фильму начинаешь постепенно относиться, как к чаю в столовой, в который сахар закладывают лопатой прямо в бак. Автору, мне кажется, было гораздо важнее просто передать атмосферу летящей молодости, вдоволь поиграть размером экрана (клево!) и разными красивыми ракурсами, вывести на экран смски (клево!), целомудренно обнажить красивые тела актрис (красиво же!) – в общем, важно было решить множество промежуточных и вполне художественных задач, в сплошном потоке которых потерялись живые герои, и куда-то делось ощущение жизни как жизни, а не как какой-то разноцветной стекловаты. Ни одному герою картины не сочувствуешь, потому что между ними не происходит ничего такого, что задевало бы зрителя. Все рассказано слишком вскользь, с хохотком, жизнь в фильме – это такая игра в жизнь, в нее в фильме играют довольно простые люди, которым в принципе достаточно и малого. Вдруг ловишь себя на странной мысли, что даже в каком-нибудь двухминутном ролике «Берегите любовь» «русского проекта» первого канала, кажется, было больше любви, чем в этой жизнерадостной картонной карусели, которая крутится в радиусе одного километра от «Стрелки» и церетелиного Петра.
В общем, фильм, обласканный нашими фестивалями, вызывает, чего греха таить, желание позубоскалить на его счет. Он слишком явно и в лоб «адресован молодежи», в нем, кажется, все-таки слишком много историй, отчего все они скомканы и даны как будто в каком-то пересказе. Но есть в нем и то, что сегодня все-таки важнее всех его косяков. Фильм «Про любовь» все-таки занят тем, что расширяет территорию любви в жизни человека, он про то, что все остальное, кроме нее – это ерунда и пустота. И старая песенка Высоцкого про «я люблю – и значит, я живу» звучит в нем совсем не как ретро-номер с отсылкой к былинным временам, типа «вот как раньше было», а будто написанная даже не вчера – сегодня.
Поэтому фильм хоть и слишком сладкий, но все равно отличный. И Анна Меликян – все равно большая молодец, несмотря на все эти экранчики, смсочки, «Стрелку», общую скороговорку, бесконечных хипсторов, сусальные музыкальные номера и общую безмятежную интонацию музыкальной комедии. Кто еще не видел – посмотрите и запомните имя режиссера, она наверняка еще много чего хорошего наснимает.
Возрастное ограничение: 16+
Все статьи автора
В наших соцсетях всё самое интересное!