Как иркутянин Глеб Перязев десять лет поет в Мариинском театре
31 мая 2024
Десять лет назад иркутянин Глеб Перязев впервые вышел на оперную сцену. 24 мая 2014 состоялся его дебют в оперном театре Петербургской консерватории в партии Василия Собакина из оперы «Царская невеста».
На фото Глеб Перязев и его учитель Владимир Ванеев
«В классической музыке могут разбираться лишь интеллектуальная элита и представители старшего поколения» - это заблуждение почему-то продолжает существовать на протяжении уже многих десятилетий. На самом деле классика прочно вплетена в нашу повседневную жизнь, она звучит в рекламных заставках и фильмах, телефонных рингтонах, на ее основе пишут современные хиты: Робби Уильямс использовал «Танец рыцарей» Сергея Прокофьева, Селин Дион - концерт для фортепиано с оркестром № 2 Сергея Рахманинова, популярная корейская группа Blackpink - La campanella Никколо Паганини. О доступности музыкального искусства прошлых веков и сценическом закулисье уроженец Иркутска, певец Мариинского театра Глеб Перязев рассказывает в своем видеоблоге. Читателям еженедельника «Иркутск» он поведал еще о своем пути в мир оперы.
2 августа 2024 года Глебу Перязеву исполнится 30 лет. Он известный оперный певец, лауреат международных конкурсов, в его в репертуаре более 40 партий. Глеб выступал на одной сцене с мировыми звездами Пласидо Доминго, Рене Папе, Ферруччо Фурланетто, Ильдаром Абдразаковым, Юсифом Эйвазовым, Анной Нетребко и другими.
В конце мая Глеб выступил на праздничном концерте, посвященном Дню славянской письменности и культуры, который организовало правительство РФ на Красной площади в Москве. Критики отмечают его выразительный бас и отточенную манеру исполнения.
Интересно, что в семье Перязевых ранее не было профессиональных музыкантов, все больше представители науки: родители Глеба - доктор и кандидат физико-математических наук Николай и Юлия Перязевы. Впервые его вокальные данные заметили на хоровом пении в гимназии № 25, где он учился. А классическую музыку будущий артист начал познавать еще раньше.
- Я учился в Иркутской областной детской школе искусств, окончил ее по классу фортепиано. Это была первая ступень моего обучения музыкальному искусству, считаю ее серьезной базой. Знаю, что сейчас проходит капитальный ремонт этой школы, и уверен, что она обретет еще более высокий уровень и ее ученики будут блистать на сценах России и мира еще многие-многие годы. Во время хоровых занятий в гимназии наш хормейстер порекомендовала мне найти педагога по вокалу и познакомила с заслуженным артистом России Николаем Александровичем Прошиным. Он стал моим наставником, задал профессиональный вкус, с ним мы начали петь оперные арии.
Частные уроки вокала проходили в течение двух лет. Несмотря на то, что Глеб думал реализоваться в сфере прикладной информатики и выбрал Восточно-Cибирскую государственную академию образования (ныне Педагогический институт ИГУ), он прошел прослушивание в Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена и был зачислен на факультет музыки в класс народного артиста РФ Владимира Борисовича Ванеева.
- В 2012 году приехал в Петербург и первым, что посетил, был Мариинский театр. Я попал на музыкальную драму Джузеппе Верди «Аттила». Пели очень известные певцы Мария Гулегина и Ильдар Абдразаков. И это было просто невероятно! Аплодисменты после спектакля длились полчаса, исполнителей заглавных партий не отпускали со сцены, занавес закрывался и снова открывался. Тогда я подумал о невероятном уровне Мариинского театра. Думаю, что любой человек, связанный профессионально с академической музыкой, с оперой, мечтает выступать на этой сцене, - вспоминает Глеб Перязев.
В 22 года он дебютировал на сцене Мариинского театра приглашенным солистом в опере Родиона Щедрина «Рождественская сказка», где исполнил партию Декабря. А перед этим был его дебют на сцене театра Санкт-Петербургской консерватории и работа солиста Международной академии музыки Елены Образцовой. И конечно, участие и первые победы в фестивалях и конкурсах.
- Сложно ли было стать солистом? Войти в Мариинский театр не так сложно, удержаться в нем, учитывая невероятную конкуренцию, высочайшие требования, - сложно. Самое важное для любого артиста - соответствовать своей роли. При текущих требованиях в театрах важно, чтобы ты полностью соответствовал: и внешне, и в пластике, и голосом. Так как я мальчик из Сибири, Бог и родители одарили меня высоким ростом и типичной русской внешностью, очень люблю русские эпические роли, и они у меня получаются, могу их максимально точно передавать. Руслан в «Руслане и Людмиле», князь Игорь в одноименной опере. Недавно я дебютировал в партии Демона - это тоже особый персонаж и русской литературы, и вообще русской культуры.
Глеб Перязев также играет римского епископа V века Леоне, бродячего музыканта Джейка Уоллеса с Дикого Запада, англичанина мистера Чатфильда из «Лолиты» и более узнаваемых Фауста, Фигаро, Дон Жуана. География выступлений оперного баса впечатляет: Австрия, Германия, Греция, Португалия, Италия, Мексика, Франция, Китай. В России он гастролировал по 40 городам, в том числе и в Иркутске.
- Последний раз был в Иркутске в мае 2018 года, тогда мы Екатериной Гончаровой и концертмейстером Ребеккой Магомедовой дали гала-концерт в Иркутской областной филармонии. Исполняли оперные и камерные произведения, шлягеры советской эстрады. Это были неописуемые впечатления и невероятный успех, все билеты были проданы за месяц до концерта. Тогда надеялся, что будем делать подобные выступления хотя бы раз в год, но очень сложно найти финансирование для таких проектов - Петербург от Иркутска достаточно удален, дорогие билеты. Пока я не нашел определенной поддержки. Надеюсь, что скоро это произойдет, чтобы мы могли порадовать иркутскую публику, - замечает Глеб Перязев.
Увидеть и послушать земляка можно в дистанционном формате - несколько лет он продвигается в соцсетях, ведет авторский блог «ГлеБАС подкаст» на YouTube. В конце декабря 2023 года Глеб выпустил видео праздничного «Новогоднего огонька» с участием артистов Мариинского театра. В блоге певец берет интервью у своих педагогов, коллег по цеху и сотрудников театра, чей труд скрыт за занавесом, знакомит зрителей с врачом отоларингологом-фониатром, чья работа состоит в профилактике и лечении проблем нарушения голоса и слуха. Из видео можно узнать, что Федор Шаляпин практически не выступал без предварительного посещения фониатра. В другом выпуске подкаста его автор показывает трюм исторической сцены Мариинского театра - техническое пространство под подмостками с суфлерской будкой и подъемниками. Это настоящий эксклюзив, тем более что артист в нем появляется в гриме и показывает свой выход на сцену.
- В свободное время занимаюсь новыми проектами, съемкой подкастов. Мне хотелось бы быть пропагандистом классической музыки, оперного и балетного театров для российских и зарубежных зрителей. Показывать, что искусство доступно для разной аудитории. Считаю, что это важная миссия, и всячески буду пытаться ее реализовать. Сам люблю смотреть различные подкасты, передачи на онлайн-платформах и решил попробовать свои силы. Для меня это был большой риск, но выпустил несколько передач и получил очень приятный отзыв на свои проекты.
Глеб Перязев также преподает в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова и Институте музыки, театра и хореографии РГПУ имени А. И. Герцена
- Плюс происходит самовоспитание - с учениками проходишь какие-то вещи, которые ты сам, возможно, не делаешь, хотя понимаешь, что их нужно делать. И больше следишь за своим пением. Что нужно сделать, чтобы из поющего ребенка взрастить оперного певца? Есть большое стечение качеств и обстоятельств, в принципе предсказать какое-то будущее не только ребенка, даже взрослого певца сложно. Но, конечно, есть сопутствующие факторы вроде общей одаренности - хороший слух, хороший вкус, после ломки голоса у мальчиков в районе 14–15 лет важны голосовые данные. Но главное — это дерзать и пробовать себя, если человек чувствует, что он хочет этим заниматься.
Зимой 2024 года Глеб Перязев дебютировал в главной партии оперы «Князь Игорь» на сцене Мариинского театра. Музыкальное сочинение написал известный русский химик Александр Бородин, у него ушло на это 18 лет. Композитор сам адаптировал «Слово о полку Игореве», сочиняя музыкальный и поэтический текст, попутно изучая различные исторические источники. Оперу впервые поставили в 1890 году, причем именно в Мариинке.
По словам Глеба Перязева, профессия оперного певца очень многогранна, она включает не только пение, но и большой комплекс внешних характеристик, актерского мастерства, сценического движения, сценической речи
Еще одна сторона жизни Глеба Перязева - иркутская рок-группа LizzardZ, выступавшая в 2007–2012 годах на различных площадках города. В 13 лет он и его друзья создали группу, подражая знаменитым музыкантам из Linkin Park, писали и исполняли песни на английском языке. Глеб играл на бас-гитаре - научился самостоятельно. Когда ребята подросли, группа перестала существовать.
- Помню, как мы выступили на последнем концерте, который проходил в легендарном клубе «Объект 01», перед его закрытием. А выступление на городском празднике мыльных пузырей у памятника Александру III собрало 6000 зрителей - это самая большая наша аудитория была.
Елизавета Клинова
Фото из архива артиста
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!