Владимир Демчиков: Фунфырики и демократия

Владимир Демчиков
Владимир Демчиков
02 марта 2017

Несколько дней назад «Вконтакте» был опубликован, а затем широко растиражирован во всех остальных соцсетях ролик с не совсем обычным обращением к президенту. Обращался к нему обнаженный по пояс, покрытый татуировками и явно нетрезвый человек из Новосибирской области, представившийся кличкой и именем (Беляш, Димка Буханистов) и просивший президента вернуть «фунфырики», то есть исчезнувшие из продажи после массового отравления в Иркутске суррогатные алкогольные напитки.

Это обращение выбивается из массы многочисленных и довольно однообразных «обращений к президенту» прежде всего своей очевидной спонтанностью, явной импровизацией нетрезвого оратора и его очевидными артистическими и даже ораторскими данными. Как позднее рассказал журналистам человек, сделавший запись, они решили записать обращение, потому что Беляш в пьяном виде  обычно «несет всякую <ерунду>», но несет, видимо, артистично. Прежде чем объяснить, почему я считаю это обращение важным, симптоматичным и в чем-то даже итоговым для 17 лет правления нашего президента, я хотел бы привести полный текст обращения. Он этого вполне заслуживает.

Сразу хочу оговориться, что в случае с этим обращением мы имеем дело с ярким, но одноразовым явлением, и дальнейшая медийная судьба Д.Буханистова (записавшего уже второе обращение при помощи телеканала «Дождь» и явно ощущающего себя теперь «интернет-звездой»), мне кажется, большого интереса уже не представляет. Примеры подобных прорывов к большой аудитории (см. Свету Курицыну из Иванова), как правило, похожи друг на друга и заканчиваются, в общем, одинаково.

И еще одно уточнение: в текстовой расшифровке обращения я кое-где поставил лишние запятые и другие знаки препинания, которые по правилам не нужны. Это было сделано сознательно, чтобы обозначить важные интонационные паузы и акценты, сделанные оратором. И, наоборот, если где-то в тексте запятые отсутствуют (хотя по правилам должны быть) – это означает, что оратор в этом месте не делал никаких смысловых и интонационных пауз и произносил текст как бы на одном дыхании. Отдельного упоминания (и, возможно, даже анализа) заслуживает выразительная и безусловно артистичная жестикуляция оратора, но это совершенно отдельная тема, выходящая за рамки этой заметки.

Итак, вот текст обращения к президенту:

- Владимир Владимирович! Путин! Это я, Тогучинского района, Беляш. Ну, звать меня Димка, Буханистов... Я просто тебя прошу, родной! Такая ситуация: у меня ни матери, ни отца, никого нету. Ну, есть у меня вот жена, звать ее Аня Казакова...

Я хочу прошу: пожалуйста, сделай обратно, чтоб эти фунфырики были! Да, просто прошу тебя, родной, прошу тебя, прошу! Я, ч'ить... даже могу покреститься (крестится левой рукой) – пожалуста!  Пусть эти фунфырики обратно вернутся!

Это люди, которые померли тама – это они тама как померли от боярышника, а не от этого витацепта!

Я просто прошу тебя: еслиф ты наш хороший справедливый - я даже за тебя дальше еще буду дальше голосовать, чтобы ты у нас и был! И за твоего друга... (обращается в сторону, понизив голос) Как его, друга, звать, забыл?

- (голос за кадром) Медведев!

- За Медведева! А Медведеву - привет от Беляша! Давайте! Спасибо вам! Всё!

В этом произнесенном оратором в большом волнении коротком и выразительном тексте есть много важных моментов. Обратим внимание лишь на некоторые:

1. Оратор обращается к президенту на «ты» и при этом апеллирует к тому, что сам он сирота без родителей и родни. То есть он, с одной стороны, стихийно, а с другой совершенно сознательно обращается к президенту не просто как к личному знакомому, а как к единственному родному человеку, фактически как к отцу.

2. Тема обращения, с одной стороны, очень конкретная, а с другой – жизненно важная для оратора (пусть даже и как для алкоголика), буквально заслоняющая ему полнеба, по крайней мере в момент записи ролика. Понятно, что имеет место элемент некоторого «самонакручивания», и тем не менее, вопрос стоит чуть ли не о жизни и смерти. Никто, кроме президента, тут решить не может. Вопросы жизни и смерти – это его компетенция.

3. Оратор не помнит фамилию «Медведев», но помнит, что у президента «есть друг». Это опять возвращает нас к отношению оратора к Путину: он не только отец и единственный родной человек, но и носитель нормы. Ибо в рамках нормы у всякого человека должен «кто-то быть». У оратора, например, этот кто-то – жена Аня Казакова, которую он упоминает при представлении, а у президента Путина вот есть друг. Другу президента в конце обращения оратор даже передает персональный и, судя по интонации, достаточно теплый привет лично от себя, «от Беляша». Последнее он особо акцентирует. Это говорит о том, что для оратора он сам, президент и его друг – все они являются в каком-то смысле социальными братьями, понимающими друг друга.

4. Наконец, самое главное: оратор при всем этом не просто обращается к президенту с просьбой «вернуть фунфырики», но и готов чем-то ради этого пожертвовать, что-то для этого сделать. «Могу покреститься» – говорит он и крестится, причем явно впервые в жизни, то есть для него это достаточно серьезно. Кроме этого, он готов предложить президенту ни много, ни мало – политическую поддержку. То есть и дальше голосовать за то, чтобы «ты у нас и был». Это принципиальное отличие данного обращения от множества прочих челобитных царю (хотя в скандалах на почве ЖКХ, например, аргумент обиженного жильца «не буду голосовать» один из самых частых).

И в этом последнем смысле обращение Беляша является итоговым и отчасти  результирующим для 17 лет правления президента Путина. Судя по этому обращению, понимание того, что главное в отношениях с верховной властью – это голос на выборах, проникло даже в крайне аполитичные слои населения (туда, где даже фамилия Д.Медведева требует подсказки). Причем голос на выборах значит и весит достаточно много и является аргументом даже в таком вопросе жизни, как возвращение фунфыриков.

И даже совершенно архаичное отношение оратора к президенту как к отцу родному (стилистически вполне  напоминающее нам благословенный XIX век) не исключает понимания того, что если что-то просишь у демократической власти – подумай, что ты можешь дать ей взамен. Демократия – это улица с двусторонним движением, одной любви к высокому начальству тут недостаточно. И пусть первое, что пришло в голову оратору в этом смысле – это неловко покреститься перед камерой в ходе импровизированной речи, «если надо», но практически сразу после этого он предлагает президенту вещь гораздо более серьезную – свой голос на выборах. Беляш, он же Дмитрий Буханистов, тут ведет себя как настоящий гражданин России. Он ставит серьезные вопросы, готов в случае их решения продолжать поддерживать президента Путина, ощущает себя полноправным участником демократического процесса и политической жизни страны.

Для полного торжества демократии осталось только вернуть фунфырики. И все будет хорошо!    

 

Возрастное ограничение: 16+

Все статьи автора
В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также