Андрей Андреев: полжизни с «Глаголом»
02 марта 2022
2 марта известному иркутскому общественнику Андрею Андрееву исполняется 40 лет, а в ноябре созданная и бессменно возглавляемая им Иркутская городская молодёжная общественная организация «Глагол» (брат и тёзка нашего интернет-журнала) отметит своё 20-летие.
Об интервью с Андреем мы договорились еще в начале зимы. Оказалось, что у него не было больших интервью. Ну что не сделать для нашего друга, который уже столько лет проводит литературные и музыкальные вечера.
- Андрей, наверное, когда вы, будучи студентом филфака Иркутского педуниверситета, создавали кружок «Литературный цех «Глагол», едва ли представляли, во что «вляпаетесь»?
- (Смеётся.) Даже мыслей не было о том, что, закончив вуз, продолжу это дело. Да и на момент формирования самого первого состава «Глагола» особых иллюзий не возникало. Ну, провели вечер поэзии, издали первый сборник стихов - казалось, на этом остановимся. Во всяком случае моё личное участие минимизируется, поскольку занимался не только этим. Но…
- Насколько знаем, на третьем курсе вы создали центр внеучебной деятельности, который занимался на факультете культурно-массовой деятельностью, шефской работой и самоуправлением. Позже он назывался иначе, однако созданная тогда система сегодня продолжает работать в Пединституте ИГУ. Тоже не думали о том, что дело продолжится?
- Вот это дело как раз предполагалось продолжить, и литературный цех «Глагол» входил в эту систему…
- Кто-нибудь из сегодняшних известных людей имел к ней отношение в дни вашей студенческой юности?
- Есть такой человек, начальник управления культуры администрации города Иркутска Антон Сергеевич Чернышов. Когда мы начинали, он был первокурсником. Пожалуй, он единственный и стал публичным.
- А вы?
- А я так, слегка (улыбается). Нечасто вспоминаю те дни. Как писал Гаврила Романович Державин, «Река времён в своём стремленьи уносит все дела людей», и сегодня мало кто помнит, как и с кого всё это начиналось. Наверное, это нормально, поскольку жить прошлыми заслугами - контрпродуктивно.
- Литературный цех «Глагол» ушел с вами из вуза, поскольку не хотелось бренд отдавать?
- Не знаю, можно ли это так назвать… Я увлёкся, мои друзья, даже преподаватели - завкафедрой филологии Ольга Юрьевна Юрьева, доцент кафедры всемирной истории Александр Васильевич Даниленко, декан гумфака Николай Егорович Кутищев и даже ректор Александр Викторович Гаврилюк - все как аксиому приняли то, что я буду двигаться дальше в данном направлении. Никто не возражал, что имя «уплывает» вместе с создателем, при этом еще десять лет мы сотрудничали в разных формах.
- Спустя четыре года «Глагол» стал общественной организацией. Как прошли эти годы?
- Впервые разговор зашёл через год после выпуска. Понимание того, что нужно создавать НКО, пришло три года спустя. Мы издавали сборник стихов «Каждый стих - дитя любви» (сейчас литературный альманах), мероприятия проводили редко. Началась непонятная ранее взрослая жизнь, в которую нужно было встраиваться, на творчество времени оставалось немного.
- Но тоска по прекрасному взяла верх?
- Человеку всегда нужна отдушина в суете большого города. У каждого она своя. У нас была своя.
- Первые мероприятия вы проводили в Иркутском доме литераторов…
- Да, имени Петрова (улыбается). Там мы на постоянной основе пробыли до 2015 года, до самого закрытия гостеприимного дома на капремонт. Потом ситуация изменилась, мы стали проводить свои занятия больше на природе, в самом учреждении стали появляться всё реже. Ну а два «закарантиненных» года также внесли коррективы…
- Зато появилась арт-платформа «Арифмия». Каким ветром она ворвалась в вашу деятельность? Помнится, на её открытии 3 февраля 2017 года яблоку негде было упасть…
- Даже не ветром, а вихрем. Наш зампред Дарья Давыдова раньше всех «поймала волну». 5 января мы сели обсуждать проект, а 15-го появилась афиша. По сути, «Арифмия» - это музыкально-поэтическая площадка, на которой может выступить любой желающий, если есть контент (для, простите, «сырого» материала или опоздавших есть «Открытый микрофон»).
Открытие состоялось в теперь уже, к сожалению, бывшем творческом пространстве «АртоСфера», там мы провели 14 платформ. За это время на ней выступили десятки как начинающих стихотворцев, так и вполне состоявшихся поэтов, известные музыкальные исполнители и коллективы: Рома Ант, Алексей Гуранин, Евгений Гудков, Арсений Фартышев, Runway53, Александр Трексель, «Септима», «КУ2», The Curtis Smith, «Политика», ангарская группа «Семь», участник квартета «Территория 02» Дмитрий Седов…
- Закрытие «АртоСферы» в 2019 году было предрешено?
- Безусловно. Насколько известно, Лев Яковлевич Пилявин начинал это дело едва ли не с габаритов обыкновенного гаража. А тут появился, по существу, небольшой, но культурный центр. Но когда творчество сталкивается с рентабельностью… Для многих это стало ударом. В мае мы провели «Арифмию-15» с подзаголовком «ОбниМАЙ», буквально все горячие объятия того вечера стали прощальными. В августе сообщили, что проект закрыт.
- Но «Арифмия» сохранилась на сегодня, наверное, единственная из площадок, которая называет себя музыкально-поэтической. Остальные называли себя поэтическими…
- …и околопоэтическими. И таковые были более искренними и самокритичными. Но, несмотря на правила и регламенты, мы всегда шли и продолжаем идти на эксперименты. Например, не всем понятно, почему уже на «Арифмии-3» появились новые ведущие, а мы считаем, что площадка не обязательно должна быть узнаваемой по её конферансье. А если кто-то из ведущих уехал, заболел или чего похуже? В общем, мнения разные, но мы своей позиции не изменили.
- Но с 10-й «Арифмии» вы неизменный ведущий проекта. Не боялись выступать?
- Театральная постановка, большой концерт или церемония награждения знакомы с детства. А чтобы вести event в прямом контакте со зрителем - этим нужно жить или к этому стремиться. Небольшой опыт ведущего был, скажем так, зыбким лучиком из мрака повседневности. При этом сейчас я провожу только второе отделение, отдавая первое другому ведущему или паре ведущих. И, как правило, вместе пересекаемся лишь на заключительных словах.
- Сегодняшняя «Арифмия» отличается от прежней или прежних?
- Да. Где-то к счастью, где-то к сожалению.
- Начнём с сожалений.
- Было бы странно, предложи журналист начать с весёлого (смеётся). Конечно, не те масштабы. Например, сегодня мы не можем пригласить выступить музыкальную группу со всеми её инструментами и установками. Из весёлого: продолжаем экспериментировать, пробуем в разных условиях.
- Сегодня у «Арифмии» два места – Молчановка и арт-галерея Che Guevara…
- Начнём с того, что наша любимая Молчановка уже давно не совсем библиотека, а настоящий культурный центр, и в этом нет преувеличения. Мы заключили соглашение о сотрудничестве с директором Ларисой Александровной Сулеймановой, она всегда согласна поддержать светлые начинания, за что ей огромное спасибо. Также мы нашли поддержку у совершенно волшебной женщины, главного библиотекаря книжного читального зала, руководителя клуба «Литературное пространство» Ганны Андреевны Витенко. Подозреваю, что это новый ведущий «Арифмии» (улыбка). Что же касается Галереи Че, то, разумеется, выступления в ней стали возможны благодаря её директору Олегу Маркусу. Атмосфера там другая, более свободная, в этом разнообразие.
- Но прежде дух «Арифмии» был ещё и в определённой степени «кабацким», хотя и пределах приличий?
- Ностальгия, конечно, осталась. Но время таких форматов прошло, во всяком случае, массовых и регулярных. Когда какой-то ресторан соглашается на проведение подобного «ивента», не выдвигая никаких условий, то поначалу этим можно обмануться, но уже после того, как дело сделано, и первое мероприятие проведено…
-…выдвигаются различные требования и условия. Как вы сказали выше: «творчество и рентабельность».
- Или как любовь и нужда, которая стучится в дверь, а любовь выпрыгивает в окно. Та же печаль… Люди приходят на других посмотреть и себя показать. Почему их должна заботить касса заведения? Если ваше меню людей не заинтересовало или у них нет денег, мы их что, выставить их должны или на табуретки у входа посадить? Или это наша забота - придумывать другие хитрости типа всяких «депозитов»?
- Сегодня кое-где проводятся вечера поэзии…
- Да, небольшие кофейни иногда нечто подобное проводят, но давайте не будем возвращаться к вопросу о том, что там первично.
- К вам незрелые или безнадёжные авторы приходят?
- Изначально мы стараемся их так не называть, занимаемся с ними. Меня часто упрекают мои же члены организации в том, что я излишне «педагогически оптимистичен».
- Каких-то из самых ярких своих авторов можете выделить?
- С этим попроще. Антон Зоркальцев, Татьяна Чебыкина, Никита Максимов. Из более зрелых, например, Елена Анохина, но она и до «Глагола» уже «созрела», будучи замечательным детским поэтом и писателем.
- А какие сегодняшние молодёжные литературные объединения, на которые следует обратить внимание, можете назвать?
- О ком-то могу не знать, поскольку непрерывного взаимодействия не происходит, но стоит упомянуть «Аз-Арт», созданный Юрием Харлашкиным и Максимом Живетьевым. Как редактор, не во всём порой могу согласиться, но, бесспорно, это объединение нацелено на качество творческого материала, а не на тот самый хайп, который уже многих выбросил на «маргинес». Есть ещё «Первоцвет», его пенаты - юношеская библиотека имени И. Уткина.
- Кстати, о редакторах. Вы редактор двух «ВАКовских» журналов, причём оба из системы МВД России. Как совмещается криминалистика, оперативно-розыскная, административная, прочая деятельность подобного рода и поэзия?
- А кто-то предлагает их совместить? (Улыбка.) Было бы интересно: «Однажды в студёную зимнюю пору два опера вмиг прикурить дали вору»…
- Экспромт?
- Ну как-то, сходу… Мы ведь все разделяем основную деятельность с увлечениями, так и здесь.
- А что скажете о качестве научных статей?
- От великого до смешного. Уровень владения научным стилем у всех разный. Сноски и библиографию оформлять умеют единицы.
- Каковы особенности управления общественным объединением?
- Смотря каким. Если это спорт, то там не забалуешь. Если театральный уклон, музыкальный, танцевальный, - то же самое. Как правило, позиция тренера, режиссёра, руководителя группы жёсткая, иначе быть не может. Со стихотворцами гораздо сложнее, как и с художниками. Когда мы регистрировали «Глагол», то не нашли аналогичных себе НКО не только в Иркутске и области, а даже по стране.
- Значит, в Иркутске вы стали первыми?
- Получается, да, хотя радость от этого быстро развеялась, потому что вскоре поняли, почему. Для многих сегодняшних общественных объединений любого толка характерно то, что тянут лямку двое-трое, а большинство пожинает лавры. В организациях нашего плана тем более. Люди творческие, вечно где-то за музами гоняются в высях, где им самим мероприятие организовать или отчётность в ИФНС сделать?
- То есть управлять приходится железной рукой?
- Поверх железа приходится, конечно, бархат стелить, уговаривать, мотивировать.
- Придумывать «пряники», одним словом. А «кнуты» есть? Например, не сделал - штраф, второй раз не сделал - до свидания.
- И так до последнего оргчлена (смеётся).
- На что живут сейчас такие организации? Гранты, субсидии?
- Муниципальная поддержка ранее была номинальной, чаще информационная. Чтобы получить господдержку, необходимо побегать…Если кто-то имеет желание и человеческий ресурс для этого, то почему нет? Гранты и субсидии для тех, кто знает, что придётся «впахивать», при этом, это займёт львиную долю работы. Это не как в школе: защитил у доски проект, получил «пятёрку». Тут придётся проект вести, готовить отчет. А чтобы победить в конкурсе, проект нужно представить так, чтобы он выиграл. Сегодня хватает «грантоедства», и часто деньги получают ради самих денег, а не ради высокой цели. Приходится тянуть эту лямку, поскольку для госорганов и внебюджетных фондов все юридические лица одинаковые.
- Ещё коварный вопрос.20 лет во главе общественного объединения - не возникало желания всё бросить и…
- «…в деревню, к тётке, в глушь, в Саратов?». Возможно, у каждого на моём месте такой вопрос хотя бы раз в три года возникает. Это нормально.
- И вас по-прежнему выбирают. Нет конкуренции?
- Не везёт мне с этим (усмехается). Ни конкуренции, ни фронды…
- Как соответствовать статусу главы молодёжной организации?
- Следить за собой - это тот же самоконтроль, подпорка для уверенности. Я к этому пришёл лет в 11, когда не было ещё никакого «бьюти»-ажиотажа. Так и иду до сих пор.
- В конце марта вы презентуете свой первый сборник стихов. Расскажите о нём.
- Приходите 19 марта в Молчановку в 16:00, сами всё увидите и услышите.
- Спасибо за приглашение. А почему только сейчас первый сборник? Поэт победил бюрократа?
- И это тоже. Я с 2019 года над этим вопросом корпел. Подборка посвящена разлукам. Сборник называется «Не потому, что километры».
- Хотите кого-то за что-то поблагодарить?
- Первым делом спасибо моей семье и друзьям за всё, спасибо членам «Глагола» за терпение и поддержку. Благодарю Татьяну Владимировну Семейкину, директора реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями, за поддержку наших начинаний ещё с того времени, когда она была депутатом. Благодарю информационных партнёров - радио МСМ, IRK.RU, отдельная благодарность Алексею Петрову и сетевому изданию «Глагол. Иркутское обозрение» за многолетнюю дружбу. Большое спасибо читателям этого интервью, если они дочитают его до конца. Будьте здоровы, берегите себя и близких.
Издание «Глагол» поздравляет молодых активистов из «Глагола» с юбилеем!
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!