«Прогулки по старому Иркутску» расскажут 5 сентября железнодорожную историю города

02 сентября 2023

Иркутская городская общественная организация «Клуб молодых ученых «Альянс» проводит новую уличную встречу 12-го сезона проекта «Прогулки по старому Иркутску». Каждый пришедший получит открытку.

всжд

Прошло 125 лет, как 16 (29) августа 1898 года на станцию Иркутск прибыл первый поезд. Однако железнодорожная история города началась еще с принятия правительством России решения о проектировании Транссибирской магистрали.

Общественность города бурно обсуждала и предлагала свое видение направления будущей железной дороги в районе Иркутска. Дискуссии проходили в местной печати и в стенах городской думы. Власти прилагали немало усилий для того, чтобы Иркутск не остался без железной дороги, а общественность несколько лет следила, как развивались события по выбору направления будущей железнодорожной магистрали.

Власти и горожане доказывали, что Иркутск являлся не только крупнейшим административным центром на востоке страны, но и был «центром торговли и умственной жизни края», и что здание вокзала должно быть как можно ближе к центру города. Результаты обсуждения отразились в постановлениях и ходатайствах думы, и в итоге Иркутск получил железнодорожную станцию в удобном для себя (как считалось в то время) месте.

Начало проектирования и строительства железной дороги на восток – паромной железнодорожной переправы, забайкальского и кругобайкальского участков – привело к открытию в Иркутске двух Управлений по строительству этих линий. Город наполнился инженерами. Гласные думы обсуждали место будущей пристани железнодорожной переправы через Байкал, инженеры докладывали о результатах изыскательских работ, делились впечатлениями на лекциях в музее ВСОИРГО, а газеты наполнялись ежедневной информацией о положении дел.

После открытия движения вокруг южного побережья Байкала железнодорожные страсти в городе не утихли. Появился новый проект «Ленская железная дорога». Научная и деловая общественность вновь «включились» в обсуждение направления линии и важности Иркутска как начального пункта магистрали на Северный Байкал. Но городу не удалось отстоять свою точку зрения, а Ленская железная дорога уступило место БАМу.

В годы Великой Отечественной войны велось строительство горно-перевального участка Иркутск–Слюдянка, завершившееся через несколько лет электрификацией магистрали.

Строительство БАМа и в годы проектирования и в годы строительства – это тоже яркая страница в жизни Иркутска: научная общественность решала вопросы, связанные с изысканиями направления линии, а комсомол формировал строительные отряды.

Включившая в себя все названные участки, Восточно-Сибирская железная дорога реализовывала проекты технического перевооружения магистрали, электрификации, перевод с постоянного на переменный ток участка Зима–Слюдянка, завершение строительства Северо-Муйского тоннеля. Эти и другие события вошли не только в историю дороги, Иркутска и Иркутской области, но и всего отечественного и международного транспорта.

Автором прогулки «Железнодорожная история Иркутска» во вторник, 5 сентября 2023 года, выступит кандидат исторических наук, начальник подразделения по сохранению исторического наследия ВСЖД Александр Хобта. Начало в 18:00. Сбор у музея истории ВСЖД (ул. Кожова, 27).

Напомним, что проект «Прогулки по старому Иркутску» реализуется с 2012 года. За эти годы состоялось более 320 уникальных прогулок, в которых выступили более 270 лекторов и приняли участие десятки тысяч иркутян.

Новости проекта читайте в телеграм-канале, группах ВКонтакте и Одноклассники.

Кроме того, подписывайся на телеграм-канал Улица Большая.

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также