Владимир Демчиков: Шитье по канве

Владимир Демчиков
Владимир Демчиков
05 августа 2016

Наталья Меркулова и Алексей Чупов, снявшие в 2013 году отличный дебютный полный метр «Интимные места», теперь сняли для телеканала ТНТ восьмисерийный сериал «Кризис нежного возраста». 8 августа сериал выходит на ТНТ. А 3 августа первую серию показали в Иркутске, в кинотеатре «Дон-Отелло».

Канал ТНТ – воспользуемся спортивной терминологией в эти олимпийские дни – это чемпион России среди аудитории возраста 14-44. То есть идеальный зритель канала по идее должен родиться сразу 14-летним и через тридцать лет умереть 44-летним от смеха. Сделав ставку на аполитичное развлекательное вещание (на ТНТ вообще нет ни новостей, ни общественно-политических программ) телеканал, рассматривающий окружающую действительность только как материал для комедии и юмористического сериала, по сути дела сам превратился в бесконечный сериал. Это не хорошо и не плохо – это просто яркий пример того, как можно быть успешным нишевым каналом. У канала есть очень четкое понимание своей целевой аудитории, в эпицентре которой (тут я потихоньку подбираюсь к «Кризису нежного возраста») есть и зритель этого сериала: человек лет 20-25, преимущественно женского пола, с достатком чуть выше нижесреднего, склонный к безотчетному немотивированному оптимизму и активной жизненной позицией, включенной на автопилот.

Смотреть первую серию было одно удовольствие. С таким удовольствием разглядываешь (поскольку я не целевая аудитория ТНТ, я буду пользоваться аналогиями из близкой мне загробной жизни), например, фарфоровых слоников или вручную вышитые салфетки, которыми наши давно покойные бабушки любили украшать тумбочки и этажерки. В них со всей очевидностью проступают те представления о прекрасном, которые можно назвать «коллективными», слоники и этажерки с вышитыми салфетками и были, собственно говоря, молчаливыми предтечами телеканала ТНТ в каждом доме. Они успокаивали, напоминали, что где-то есть «другая жизнь», стимулировали в человеке какие-то простые эмоции и чувства, поворачивали его к близким, к дому, к какому-то маленькому добру.

В первой серии «Кризиса» все это очень чувствуется. Авторы (прежде всего сценаристы, но и режиссеры, конечно) буквально вышивают по канве, как вышивали наши бабушки. Три юные подружки (артистка, студентка и спортсменка) должны как бы выглядеть взбалмошными, но в меру, и вообще: в меру осторожными, в меру умными, в меру глупыми, в меру симпатичными. От этого (заложенного, видимо, в формат канала ТНТ) осторожного лавирования между крайностями немножко веет скукой, как от бабушкиной салфетки – но канва есть канва, не сильно-то и отступишь. Шутки тоже в меру смешные, пока смотришь – смеешься, но закончилось – сразу забыл. Как бы ощущая некоторую сдавленность своих героинь в тисках формата и желая как-то оживить действие, авторы стремятся поместить героинь в диковатые ситуации – но чаще всего получается не очень удачно. Скажем, диалог в преподавательской, когда героиня пытается узнать телефон преподавателя, в которого влюблена, просто вызывающе неправдоподобен. Как и совершено неправдоподобна, например, сцена, когда один из пьяных участников поминок залезает, чтобы помочиться, на подоконник – и писает из окна: все-таки степень опьянения, при которой нету сил дойти до туалета (вполне реальная ситуация в сильно пьющих компаниях) такова, что залезть на подоконник человек просто физически не способен. Таких неправдоподобных сцен в фильме множество, и понятно, откуда они взялись: чем больше пересушены форматом героини, тем нелепее должны быть ситуации, в которые они попадают.

В целом, надо сказать, первая серия производит хорошее впечатление – видно, что по готовой канве авторы прошли (и прошили) вполне уверенно. То, что сценаристы при этом, скорее всего, не видели наш классический телефильм про трех подружек «Москва слезам не верит» (или не стали на него оглядываться) – немного жаль. Если бы оглянулись – меньше было бы недоумения, а чего вдруг эти три довольно одинаковые девы дружат? Но и так тоже можно – видимо, формату не противоречит.

Большее сожаление у меня, например, вызвала какая-то неожиданная для авторов «Интимных мест» асексуальность героинь. Она как-то слишком бросается в глаза и в их отношениях с мужчинами, и в разговорах между собой. И спортсменка с ментом, и студентка с преподавателем, которого играет всегда одинаковый актер Цыганов, хотя по сценарию и совершают «порывистые поступки», но со своими мужчинами всегда ведут себя чересчур рационально для юных фурий, в которых, так сказать, по сценарию «бушуют гормоны». Но, вполне возможно, к концу сериала молодые талантливые актрисы добавят огня в бабушкину канву.

В общем, мне – как человеку, выпавшему из целевой аудитории канала ТНТ еще до его создания – самым важным в первом выпуске сериала показалось то, что Меркулова и Чупов, оказавшись в новой для себя телесериальной среде, отработали как хорошие профессионалы. То, что получилось, конечно, если судить по первой серии, даже при сильном жанровом различии все равно слабее «Интимных мест», в которых авторы, подобно Вуди Аллену, бросали зрителю на съедение и куски собственной плоти. Но, во-первых, есть еще семь серий, и судить окончательно пока не о чем. А во-вторых, даже если будет лажа – все равно для опыта и для портфолио нужно иметь снятый сериал. Шить по канве – тоже нужно учиться.

Возрастное ограничение: 16+

Все статьи автора
В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также