Знакомство с Творцами: Александр Имедеев

09 декабря 2019

Знакомство с художником – это  как открытие для себя отдельной галактики. И чем более многогранен талант мастера, тем интереснее становится исследовать вселенную его творчества.

В своё время судьба столкнула меня с носителем такого  внутреннего космоса, и моё путешествие по галактике под названием «Александр Имедеев» длится до сих пор.

Сейчас, спустя одиннадцать лет, было интересно сесть с Сашей (а я рада, что для меня он просто Саша – замечательный и надёжный друг) и устроить своеобразную беседу-интервью о том, как он дошёл до жизни такой? В частности, меня очень интересовал процесс превращения художника из графика в живописца.

Мои первые профессиональные шаги в искусствоведении начались практически одновременно с карьерой художника Александра Имедеева. Тогда, при первой встрече в 2008 году, я ещё не подозревала о многолетней дружбе и творческом взаимодействии с ним.

Первые работы Саши я увидела на выставке творческого объединения «Красный квадрат». Графические листы на этническую тематику смело заявляли, что автор является графиком, причём, не смотря на молодой возраст, весьма компетентным. Не скажу, что они произвели на меня сильное впечатление, но дань уважения профессионализму я отдала. Уж так исторически сложилось, что живопись воспринимается легче графики, в которую ещё надо вникнуть, понять её приёмы, а уж потом приходить от них в восторг.

В следующий раз просмотр Сашиных работ стал для меня откровением. К тому времени он уже вступил в Союз художников, и мне казалось, что молодой автор обрёл свою творческую нишу.  В 2014 году в Иркутской областной юношеской библиотеке имени И. П. Уткина состоялась презентация литературно-художественного альманаха «Первоцвет». В аудитории, где проходила встреча, была размещена выставка Александра Имедеева. Сначала мне показалось, что он её сделал в соавторстве с кем-то, так как в глаза бросались три живописных произведения «Светлячок», «Пастушок» и «Флейта». Не сразу поверилось надписи на этикетке, повествующей об авторстве Саши. Как бы то ни было, именно с этих работ началась его «живописная» стезя.

Приятно было заметить в 2015 году, в очередной раз, столкнувшись с новой серией теперь уже живописных картин Александра, что хоть он и сменил технику, интерес к этнической тематике получил новое развитие в серии «Дангина» (Красавица). В создании образов прекрасных дев наблюдались как приёмы графического языка, так и вполне уверенные действия живописного порядка. Я называю эту серию переломным этапом от графики к живописи в творчестве Александра Имедеева. За чашкой чая, когда шла беседа-интервью, он со мной согласился и поведал, что прототипами картин стали не конкретные девушки, а архетипы, образы, интерпретируемые подсознанием и возникающие помимо разума. Хотя стоит заметить, что это не было моментальным переходом: процесс занял несколько лет.

Более того, одной серией Александр себя не ограничил. Он обращался к литературе, воплощая стихи и прозу красками на холсте. В это же время экспериментировал с техникой ассамбляжа, создавая чисто декоративные композиции. Как и любая творческая личность, он искал и пробовал себя во всём.

Ещё одним важным этапом в становлении Александра Имедеева как живописца, стали его пленэрные поездки. Теперь в картинах зазвучала тематика пейзажа. Байкал и Ольхон, Монголия  и Аршан дали богатую пищу как для наблюдений, так и для размышлений. Тем не менее, в картинах продолжала звучать философия жизни, взаимодействия человека и природы, экологии. Спустя несколько лет всё это привело ко второй масштабной персональной выставке в 2017 году «О чём молчит Байкал». На открытии меня уже не удивили живописные полотна, даже художественные приемы сместились в сторону живописи, но та лаконичность, что характерна для графики, теперь звучала по-иному, позволяя выявить суть и смысл того, что хотел сказать автор в каждом произведении.

Пленэрные путешествия внесли и разнообразие в жанры, в которых работает Александр: так большое внимание наравне с пейзажами он уделяет натюрморту. Однако цветы и фрукты не грешат только внешней эффектностью и декоративностью, но, помогая исследовать фактуру и цвет, также несут смысловую нагрузку, передавая философию мировоззрения художника. Например, гранат интерпретируются, согласно восточной традиции, как благопожелание процветания рода, а зернышки – это многочисленные потомки, что продолжают жизнь на земле.

Да и Байкал в пейзажах в настоящее время претерпел изменения. Появилось любование первозданностью природы, философия сюжетов обрела мудрость и рассудительность, впрочем, и сам автор повзрослел и превратился из молодого человека в импозантного мужчину, который, по-прежнему, лучезарно улыбается мне за чашкой чая. Вместе мы пришли к выводу, что процесс превращения Александра из графика в живописца ещё не окончен. Хотя бы потому, что никогда такой цели и не стояло. Просто есть художник, которому есть что сказать этому миру, и он использует для этого все доступные ему выразительные средства. А если чего-то не хватает, то он непременно изучит новые, или изобретёт свои, ведь именно для этого в нашем мире и рождаются Творцы!

В чашках закончился чай, но наш разговор затянулся ещё надолго, потому что когда соприкасаешься с вселенной таланта, очень сложно вернуться к рутине жизни. Я рада, что моё путешествие по галактике под названием «Александр Имедеев» в самом разгаре. Спасибо тебе, Саша!

                                                           Мария Моженкова, искусствовед

Совместный проект интернет-журнала "Глагол. Иркутское обозрение" и арт-галерея DiAS под названием "Знакомство с Творцами", в которой мы будем знакомить с участниками конкурса "Лучшее произведение изобразительного искусства 2019 года".

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также