Arzamas: "Утиная охота" Вампилова вошла в топ-5 главных послевоенных советских пьес
12 марта 2023
"когда уже и советского ничего не осталось, пьеса неожиданно обернулась экзистенциальной драмой человека, перед которым разверзлась пустота устроенной, зрелой жизни".
Доцент кафедры драматургии и киноведения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат искусствоведения Наталья Схороход представила топ-5 главных послевоенных пьес Советского Союза.
Это "Пять вечеров" Александра Володина (1958), поставленная через год в БДТ режиссером Георгием Товстоноговым; "В поисках радости" Виктора Розова (1957), поставленная Анатолием Эфросом в Центральном детском театре; "Мой бедный Марат" Алексея Арбузова (1967), которую поставил все тот же Эфрос в Ленкоме; "Три девушки в голубом" Людмилы Петрушевской (1981), которую поставил Марк Захаров в Театре имени Ленинского комсомола и пьеса "Утиная охота" Александра Вампилова (1967), которую поставил Олег Ефремов в 1978 году во МХАТе имени Горького.
Проснувшись в типовой советской квартире тяжелым похмельным утром, герой получает в подарок от друзей и коллег траурный венок. Пытаясь разгадать смысл розыгрыша, Виктор Зилов восстанавливает в памяти картины последнего месяца: вечеринку-новоселье, уход жены, скандал на работе и, наконец, вчерашнюю пьянку в кафе "Незабудка", где он оскорбил свою юную любовницу, своего начальника, коллег и подрался с лучшим другом - официантом Димой.
Решив и вправду свести счеты с опостылевшей жизнью, герой обзванивает знакомых, приглашая их на собственные поминки, но вскоре меняет решение и отправляется с Димой в деревню - на утиную охоту, о которой все это время страстно мечтал.
Наталья Скороход говорит о том, почему "Утиную охоту" нужно читать: Виктор Зилов, соединяя в себе черты отъявленного негодяя и бесконечно привлекательного мужчины, кому-то может показаться советской реинкарнацией лермонтовского Печорина: "портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии". Появившийся в начале эпохи застоя умный, породистый и вечно пьяный итээровец с энергией, достойной лучшего применения, последовательно избавлял себя от семейных, служебных, любовных и дружеских уз.
Финальный отказ Зилова от самоистребления имел для советской драмы символический смысл: этот герой породил целую плеяду подражателей - лишних людей: пьяниц, которым было и стыдно, и противно вливаться в советский социум, - пьянство в драме воспринималось как форма социального протеста.
Вампилов утонул в Байкале в расцвете творческих сил, оставив миру один не слишком увесистый том драматургии и прозы. Ставшая сегодня мировой классикой "Утиная охота", с трудом преодолевая цензурный запрет, прорвалась на советскую сцену вскоре после смерти автора. Однако спустя полвека, когда уже и советского ничего не осталось, пьеса неожиданно обернулась экзистенциальной драмой человека, перед которым разверзлась пустота устроенной, зрелой жизни, а в мечте о поездке на охоту, туда, где - "Знаешь, какая это тишина? Тебя там нет, ты понимаешь? Нет! Ты еще не родился" - послышался вопль о навсегда утраченном рае.
По мнению Скороход, лучшая вапиловская пьеса до сих пор не разгадана, а ближе всего к ее толкованию подошел фильм Виталия Мельникова "Отпуск в сентябре", где роль Зилова сыграл Олег Даль. Спектакль, поставленный Олегом Ефремовым, не сохранился, причяем нет ни одного фрагмента.
Художник Давид Боровский придумал для спектакля такой образ: над сценой, как туча, парил огромный целлофановый мешок, в котором находились срубленные сосны. "Мотив законсервированной тайги", - рассказывал Боровский критику Римме Кречетовой, - "Пол покрыл кирзой: в тех местах ходят в кирзе и в резине. По кирзе рассыпал сосновые иголки. Знаете, как от новогодней елки на паркете. Или после траурных венков".
50-летний Ефремов играл Зилова. Тоска его героя была не кризисом среднего возраста, а подведением итогов. Анатолий Эфрос восхищался игрой Ефремова, который "до предела бесстрашно играет Зилова. Он его выворачивает перед нами со всеми потрохами. Безжалостно. Играя в традициях великой театральной школы, он не просто обличает своего героя. Он играет человека в общем неплохого, еще способного понять, что он заблудился, но уже неспособного выбраться»".
Фото сцены из спектакля во МХАТе имени Горького в 1979 году, автор Василий Егоров.
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!