Arzamas: "Утиная охота" Вампилова вошла в топ-5 главных послевоенных советских пьес

12 марта 2023

"когда уже и советского ничего не осталось, пьеса неожиданно обернулась экзистенциальной драмой человека, перед которым разверзлась пустота устроенной, зрелой жизни".

утиная охота

Доцент кафедры драматургии и киноведения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат искусствоведения Наталья Схороход представила топ-5 главных послевоенных пьес Советского Союза

Это "Пять вечеров" Александра Володина (1958), поставленная через год в БДТ режиссером Георгием  Товстоноговым; "В поисках радости" Виктора Розова (1957), поставленная Анатолием Эфросом в Центральном детском театре; "Мой бедный Марат" Алексея Арбузова (1967), которую поставил все тот же Эфрос в Ленкоме; "Три девушки в голубом" Людмилы Петрушевской (1981), которую поставил Марк Захаров в Театре имени Ленинского комсомола и пьеса "Утиная охота" Александра Вампилова (1967), которую поставил Олег Ефремов в 1978 году во МХАТе имени Горького.

Проснувшись в типовой советской квартире тяжелым похмельным утром, герой получает в подарок от друзей и коллег траурный венок. Пытаясь разгадать смысл розыгрыша, Виктор Зилов восстанавливает в памяти картины последнего месяца: вечеринку-новоселье, уход жены, скандал на работе и, наконец, вчерашнюю пьянку в кафе "Незабудка", где он оскорбил свою юную любов­ницу, своего начальника, коллег и подрался с лучшим другом - официантом Димой. 

Решив и вправду свести счеты с опостылевшей жизнью, герой обзванивает знакомых, приглашая их на собственные поминки, но вскоре меняет решение и отправляется с Димой в деревню - на утиную охоту, о которой все это время страстно мечтал.

Наталья Скороход говорит о том, почему "Утиную охоту" нужно читать: Виктор Зилов, соединяя в себе черты отъявленного негодяя и бесконечно при­влекательного мужчины, кому-то может показаться советской реинкарнацией лермонтовского Печорина: "портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии". Появившийся в начале эпохи застоя умный, породистый и вечно пьяный итээровец  с энергией, достойной лучшего при­менения, последовательно избавлял себя от семейных, служебных, любовных и дружеских уз. 

Финальный отказ Зилова от самоистребления имел для совет­ской драмы символический смысл: этот герой породил целую плеяду подра­жателей - лишних людей: пьяниц, которым было и стыдно, и противно вли­ваться в советский социум, - пьянство в драме воспринималось как форма социального протеста.

Вампилов утонул в Байкале в расцвете творческих сил, оставив миру один не слишком увесистый том драматургии и прозы. Ставшая сегодня мировой классикой "Утиная охота", с трудом преодолевая цензурный запрет, прорвалась на советскую сцену вскоре после смерти автора. Однако спустя полвека, когда уже и советского ничего не осталось, пьеса неожиданно обернулась экзистенциальной драмой человека, перед которым разверзлась пустота устроенной, зрелой жизни, а в мечте о поездке на охоту, туда, где - "Знаешь, какая это тишина? Тебя там нет, ты понимаешь? Нет! Ты еще не родился" -  послышался вопль о навсегда утраченном рае.

По мнению Скороход, лучшая вапиловская пьеса до сих пор не разгадана, а бли­же всего  к ее толкованию подошел фильм Виталия Мельникова "Отпуск в сентябре", где роль Зилова сыграл Олег Даль. Спектакль, поставленный Олегом Ефремовым, не сохранился, причяем нет ни одного фрагмента.

Художник Давид Боровский придумал для спектакля такой образ: над сценой, как туча, парил огромный целлофановый мешок, в котором находились сруб­ленные сосны. "Мотив законсервированной тайги", - рассказывал Боровский критику Римме Кречетовой, - "Пол покрыл кирзой: в тех местах ходят в кирзе и в резине. По кирзе рассыпал сосновые иголки. Знаете, как от новогод­ней елки на паркете. Или после траурных венков".

50-летний Ефремов играл Зилова. Тоска его героя была не кризисом среднего возраста, а подведением итогов. Анатолий Эфрос восхищался игрой Ефремова, который "до предела бесстрашно играет Зилова. Он его вывора­чивает перед нами со всеми потрохами. Безжалостно. Играя в традициях великой театральной школы, он не просто обличает своего героя. Он играет человека в общем неплохого, еще способного понять, что он заблудился, но уже неспособного выбраться»".

Фото сцены из спектакля во МХАТе имени Горького в 1979 году, автор Василий Егоров.

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также