Владимир Лопаев: танцевать можно и в мыслях

12 мая 2020

В конце 2019 года хореограф, художественный руководитель театра пластического танца PROДвижение Владимир Лопаев стал лауреатом сибирской премии достойных дел «Глаголы иркутского времени».

Владимир Лопаев

Владимир поделился с журналистом Еленой Куличенко мыслями о танцах и движении, а также рассказал о жизни театра в период самоизоляции. 

⁃ Владимир, ваше знакомство с танцем произошло в детстве?

⁃ В юном возрасте всегда хочется двигаться, отличаться от старшего поколения. На меня очень повлияла дворовая субкультура. В 13-14 лет мы с ребятами собирались на улице, ставили большой магнитофон и начинали двигаться. Тогда особенно был популярен брейк-данс. У каждого были свои кумиры, было очень трудно доставать видео с ними. Когда удавалось, то мы как-то копировали и передавали их друг другу, подражали им. Моими идолами были Майкл Джексон, дуэт Крис Кросс и Эм Си Хаммер. Будучи уже взрослым, перед армией, я понял, что танцы - мое призвание, а после службы целенаправленно поступил в Иркутское училище культуры.

⁃ Еще год назад вы, наверное, и не догадывались, что будете выбраны человеком года в 2019-м в категории «Вдохновлять Иркутск». По вашему мнению, какими качествами должен обладать такой человек?

⁃ Такая личность не из той категории, что просто ходят на работу и отрабатывают свои часы. Его дело должно приносить удовольствие, вызывает желание выкладываться на все 100 %. Такой человек ощущает, что выбранная профессия – часть его жизни, души. В моем случае это еще и чувствуют зрители, и те, кто находятся рядом.

⁃ Почему театр называется PROдвижение, а не PROтанец?

⁃ Театр подразумевал под собой более широкий аспект, где в творческий процесс мог быть вовлечен не только танец, но и речь, актерское мастерство. Название «PROдвижение» несет в себе смысл рассказа о чем-то, например, о движении. Если рассматривать в переносном значении, то смысл заключается в движении, саморазвитии личности. Двигаться – всегда актуально.

⁃ Некоторые утверждают, что профессионалами становятся только те, кто начинает танцевать с раннего детства. Что вы думаете?

- Это мнение обывателя. Не существует конкретного шаблона и правил, как, например, в спорте. Начать танцевать можно в любом возрасте. Вот мальчики всегда начинают серьезно относиться к танцам позже, моя осознанность по отношению к ним пришла в 13 лет. В любом возрасте можно прийти в танцевальный класс с детской нереализованной мечтой, а истинное желание поможет раскрыться. Сейчас в интернете есть много видео, где дедушки и бабушки лет восьмидесяти зажигают, откидывая трость в сторону. Но бывают и случаи, когда тело уже не способно двигаться, но и здесь есть выход, ведь танцевать можно и в мыслях…

⁃ О чем можно рассказать с помощью танца?

⁃ Обо всем. Главное понимать, что он значит для тебя, и о чем ты хочешь рассказать. Иначе зрителю будет сложно понять вложенный смысл.  Танец символичен. Пусть слова и не произносятся, но в них заключены образы, которые находят выражение в движениях и ощущениях. В то же время, говорят, что язык танца безграничен. Однажды через танец я общался с людьми из двадцати разных стран. Не зная английского или испанского, я двигался, все двигались, это было очень эмоционально.

⁃ Ваша работа с Верой Кращук покорила Канны. В чем главный посыл «Сломанной куклы»?

⁃ В самой Вере, ее отношении, открытости взгляда. Нужно просто видеть, как она танцует. Не на физическом, а на эмоциональном уровне, она верит в то, что делает. У нее нет претензий к обществу, к тому, как она это исполняет. Как и у любого человека, внутри Веры присутствует страх. Но она очень открытая, излучает много положительной энергии. Это история о личных возможностях, о самоощущении. Ограничения вокруг еще не означают, что внутри они тоже должны быть

⁃ На что похож процесс создания танца?

⁃ Большой потенциал дает музыка, просмотренные фильмы, книги. Бывает, что на сформированные мысли или мнение попадается музыка, которая, как подкладка, совпадает с ними, складывает картинку воедино. Музыка направляет, тело начинает двигаться по образам. Импровизирую, фиксирую, продолжаю дальше. Иногда бывает и трудно, ведь не существует формулы. Приходится себя останавливать, переносить работу на неопределенный срок.

⁃ В спектакле «Приют комедиантов» вам удалось воплотить полотна Пикассо в реальной жизни. Как происходит процесс переноса идеи с картины на сцену?

⁃ После «Иноходца» нам нужен был еще материал. Я изучал своих артистов, каждый из них - отдельное полотно. Но вместе они создали целую картину, в духе Пикассо. В мыслях возникали образы, я начал смотреть материал, подбирал к ребятам полотна Пикассо - так все и начало складываться в одно целое.

⁃ Вот уже как полтора месяца введен режим самоизоляции по всей стране. Как вы продолжаете свою творческую деятельность?

⁃ Первую неделю-две происходило пристраивание к платформе Zoom, да и сейчас есть технические нюансы, которые мы стараемся довести до конца. Конечно, сначала было очень трудно перестроиться на онлайн-платформу. Мне, как педагогу, важно видеть, ощущать, поправлять учеников. Но этот этап нужно было пройти. В любом случае, пришло осознание, что заниматься онлайн можно. Нельзя сидеть дома без движения, нужно гонять кровь по телу – это полезно для психики, потому что на каждого из нас сейчас воздействует сильное информационное давление.

⁃ Как провести карантин с пользой для тела и духа?

⁃ Карантин будет относиться к вам так, как вы относитесь к нему. Нужно успокоиться сначала, принять и послушать себя. Наши желания об отпуске, отдыхе были настолько сильными, что в итоге реализовались.  Сейчас действительно нужно заниматься тем, на что не хватало времени: книги, фильмы, курсы, общение и внимание к близким. Для себя понял, что мне нужно замедлиться и пересмотреть отношение к жизни. До карантина мы занимались проектом, а тут раз, и все прикрыли. Теперь планирую как двигаться дальше. Возможно, стоит ненадолго отложить дела, чтобы позже пересмотреть свежим взглядом, дать пространство и воздух мыслям.

⁃ Некоторые ученые утверждают, что лень укрепляет здоровье и делает нас продуктивными. Что думаете насчет «эффекта инкубации»?

⁃ Все очень индивидуально, кому-то нужно очень много полениться, чтобы к чему-то прийти. На этот вопрос также сложно ответить, как если меня спросить о методиках работы с особенными детьми, где к каждому нужен индивидуальный подход. Главное - работать без фанатизма, крайности ни к чему хорошему не приводят. В жизни должна присутствовать гармония. Не зря в китайской культуре существует символ равновесия «Инь-Янь», мужское и женское начало, где обе части не допускают дисгармонии, доминирования друг над другом. 

⁃ Какими видите перспективы развития культуры танца в Иркутске?

- Вспоминается песня из мультфильма «Остров сокровищ» про шанс...  Не могу что-то конкретное сказать про перспективы будущего, в данных условиях нужно акцентироваться на настоящем моменте. Конечно, хотелось бы, чтобы руководящие должности были более внимательны к культуре, происходящему в мире, чтобы их деятельность была направлена не только на цифры, но и на эффективные действия. Нужно подхватывать энтузиазм людей, поддерживать их интерес к культуре, иначе нет никакого прогресса. Люди просто вынуждены уезжать в другие города за более высоким темпом и уровнем развития.

Елена Куличенко, специально для «Глагола»

В конце 2020 года состоится третья церемония сибирской премии достойных дел «Глаголы иркутского времени». Все подробности и списки лауреатов 2018-2019 годов можно прочитать здесь.

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также