«Байкал-Аляска: по следам амурской экспедиции»: день третий

19 июня 2021

«Глагол» продолжает публикацию репортажей экспедиции «Байкал-Аляска: по следам амурской экспедиции». Напомним, что новая экспедиция «Байкал-Амур-Шантарские острова» - продолжение экспедиции «Байкал-Аляска», прошедшей в 2017–2019 годах от Иркутска, где располагался офис Российско-американской компании, до Ситки, бывшей столицы Русской Америки.

Первый и второй день экспедиции можно прочитать в сюжетах «Байкал-Аляска». Сегодня мы рассказываем про третий день экспедиции, 17 июня. Авторы назвали его «Бурлаки на Селенге и старинный купеческий тракт».

В полном соответствии с классификацией нашей экспедиции - «историко-географическая», нынешние утро и вечер были сплошь историческими, а вот день  - исключительно географический: и Байкал, и Селенга устроили экипажу незабываемые «уроки географии», одно изучение речного дна чего стоило. Впрочем, обо всем по порядку.

Ночевка на турбазе в Посольском Соре выдалась на славу, даже с баней для тех, кто замерз во время перехода через Байкал (да-да, суров летний отдых на сибирском море). Отлично отдохнув и позавтракав, перешли к Посольскому монастырю, где сняли репортаж про это место для нашего фильма. Полное название монастыря - Посольский Спасо-Преображенский монастырь, сейчас это один из крупнейших объектов культурного наследия в Бурятии с трагичной историей. Он был заложен на месте гибели послов, отправленных к монгольскому хану с предложением принять русское подданство. Сначала здесь была построена часовня, потом деревянный монастырь, затем, после пожара,  - каменный. В свое время это была первая законченная каменная постройка в Забайкальском крае. Монастырь стоял на Московском торговом тракте и принимал экспедиции, миссионеров, дипломатов и купцов, отправлявшихся в Китай.

Пока снимали, на Байкале поднялся шторм с волнами от двух с половиной до трех метров. Для нашего судна не критично, если грамотно им управлять, так что решили аккуратно продвигаться к устью Селенги, благо, все четверо участников первого этапа похода  - люди опытные и в разных экспедициях закаленные, а у капитана Анатолия Казакевича более 19 лет яхтенного стажа.

-  Вдоль берега нам предстояло пройти 15 км, что мы и сделали на скорости не более 10 км в час, хорошо и безопасно, - рассказывает капитан. - Мне было интересно посмотреть, как в штормовую погоду поведет себя лодка, потому что похожие условия будут на Охотском море, где я снова окажусь за штурвалом. То, как наш «Искатель-3» проявил себя, меня полностью устроило, он более маневренный, чем, допустим, яхта, и хорошо проходит волны.

У входа в устье Селенги, казалось бы, можно было выдохнуть, но если на озере воды в виде высоких волн для лодки в шторм было «слишком много», то тут оказалось … «слишком мало»: судно село на мель.

- Вчера я пропустил «качалку», зато сегодня наверстал с лихвой, когда с Романом надели высокие резиновые сапоги и начали физические упражнения по вытягиванию лодки, оказавшейся низкой заболоченной воде, - делится участник экспедиции Александр.  -  Прямо почувствовали себя бурлаками на Селенге. А если добавить к этому обеденный душ Шарко, который я «принимал», расположившись на носу в шторм, то можно сказать, что оздоровительная программа дня выполнена полностью.

Технический директор экспедиции Роман Неудачин резюмировал день так: «Братан 750» хорош, скоростная такая наша «боевая гусеница». Идет легко, с илистого места тоже нормально его увели».

На ночь экипаж остановился на берегу Селенги  - ровно в том месте, где проходил старинный тракт, по которому шли обозы из Иркутска на Читу, Кяхту и Нерчинск для  торговли с Китаем. Завтра – большая программа в столице Бурятии Улан-Удэ.

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также