Для Иркутска Вампилов – настоящий гений места

19 августа 2022

Об этом заместитель главного редактора журнала "Историк" Арсений Замостьянов написал в тексте для "Года литературы". "Глагол" публикует отрывок из текста.

Посмертная слава пришла как шквал. Многое пришло к нему с трагическим опозданием – сразу после гибели. И премия иркутского комсомола за давнюю уже пьесу "Прощание в июне", и постановки в столичных театрах, и экранизации. Всё это началось в 1972-м… "Чтобы добиться признания, надо или уехать, или умереть", – обмолвился один из героев его пьесы "Дом окнами в сад".

Признание пришло. Что осталось от 34-летней жизни? Ворох рассказов. Четыре большие пьесы, две небольшие и несколько неоконченных, но – с отточенными эпизодами. Всё – предельно серьезно и взыскательно по отношению к себе. Без дурных компромиссов. Это много. Это увесистый том.

Он нарушал законы сцены, хотя недурно их знал. Почти все его пьесы – об искушениях. Вглядывался и находил ключевых героев своего времени. Но главным оставался всё-таки стиль, атмосфера. Это важнее фабул, тем более что наступало время бессюжетности. Но каждый поступок его героев, каждое движение души – не просто так. Правда проявлялась в зарослях черновиков.

В 1965-м он написал "Прощание в июне" – ещё не вполне свою пьесу, но сильную, с поворотом, с несколькими измерениями. После долгих метаний ее поставили в Клайпеде. Для молодого драматурга это было великое событие. Эту пьесу и в наше время ставят и будут ставить. Классика устареть не может, даже когда на ней – налет ученичества. 

Через три года Вампилов написал еще одну комедию (нестерпимо грустную!) "Предместье", которая потом получила всем известное название "Старший сын". Ее премьера состоялась в Иркутском драматическом театре имени Охлопкова. Потом "Старший сын" шел в десятках театров по всей стране. Но при жизни Вампилова – не в Москве и не в Ленинграде

А потом была "Утиная охота", которая многих отпугнула. Уж слишком беспросветная жизнь закрутилась в этой пьесе из жизни достопочтенных инженеров из Центрального бюро технической информации. И телефильм "Отпуск в сентябре", снятый по этой пьесе уже после смерти автора, долго не пропускали на экраны. Герою (или, если по моде – антигерою) Зилову еще нет тридцати. Неужели он уже действительно мертв? Он и сам сомневается в этом. Как у Есенина: "Кто погиб здесь, умер, уж не я ли сам?" Он сильнее, умнее, циничнее своих товарищей. И в то же время – гораздо слабее. Что перевесит – неизвестно. Он страдает или красуется своими "муками совести"? Всё возможно. Лишний человек, который почувствовал себя заживо погребенным в родном ЦБТИ, в маленьком городке, среди любовниц и собутыльников? И даже утиная охота – его мечта, это, скорее, иллюзия. Хотя, быть может, он на нее все-таки попадет. А пока это пьяные грезы, не более: "Ты увидишь, какой там туман – мы поплывем, как во сне, неизвестно куда".

Пьесу напечатали в 1970-м, и начался скандал. Оказалось, что в Иркутске есть похожий институт, кто-то увидел в героях "Охоты" карикатуру на честных и вполне реальных советских служащих. И когда в издательстве "Искусство" в посмертном сборнике Вампилова всё-таки снова вышла "Утиная охота" – это было событие.

В Вампилове часто видят поэта упадочного великолепия советской цивилизации. Я бы добавил еще несколько банальных слов, свойственных именно семидесятым, – доброта, сочувствие, мягкотелость. Сильные личности, которых на разные лады воспевали с двадцатых годов, успели поднадоесть – по крайней мере, Вампилову и его единомышленникам. Он впервые по-настоящему обратил внимание на этих людей в "Старшем сыне" и потом уже не расставался с ними. Его герои – провинциальные инженеры средней руки, небольшие начальники или вовсе неприкаянные. Малозаметные люди, без твердого положения в обществе. После десятилетий, когда главные партии исполняли фанфары (и часто это бывало талантливо и даже более чем!), потребовалась такая камерность.

Полный текст читайте здесь

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также