Раиса Алешина - самый известный художник Хайтинского фарфорового завода

24 июня 2024

В 1966-1974 годах Раиса Григорьевна Алёшина была главным художником, создав школу крупномазковой живописи, которая стала визитной карточкой хайтинского фарфора.

алешина

Раиса Григорьевна Алёшина (Михайлова) родилась 25 января 1932 года в Ленинграде. Пережила войну в блокадном городе.

Окончила художественное училище в городе Конакове Тверской области, где начала творческий путь на фаянсовом заводе имени М. И. Калинина. Там обрела свой стиль, внедрила в производство большое количество рисунков и в совершенстве освоила технику подглазурной живописи.

Создание живописного декора для фаянсовых изделий стало основным направлением творчества художника. Лучшими работами признаны столовые сервизы под названием «Желтые маки», «Барбарис», вазы с растительным орнаментом, сувенирные изделия, юбилейные вазы с портретами государственных деятелей. 

Впервые произведения Раисы Алешиной были презентованы на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве (1957). 

На фото работа Раисы Алешиной 1958 года. Завод имени М. Калинина. 

В 1960 году на Хайтинской фабрике был создан художественный совет. С тех пор поиск новых методов росписи, новых тем и стилей сделали хайтинский фарфор заметным среди фарфора других отечественных заводов. Хаита стала обретать свое лицо. И этим в немалой степени она обязана Раисе Григорьевне Алешиной, художнику, сумевшему найти свой почерк, сочный, эмоциональный, живописный мазок. Тогда ее пригласили на фабрику и назначили главным художником предприятия.

Уже давно бесчисленные пурпурно-розовые, лимонно-золотистые, перламутрово-матовые, кобальтово-синие и серебристо-зеленые росписи на фарфоре принесли ей заслуженную славу. 

Раиса Григорьевна – автор многих росписей чайных пар, сервизов, ваз, наборов. Ее изделия демонстрировались на многих выставках. 

Живопись Раисы Григорьевны богата, порою даже роскошна, но вместе с тем она доступна для копирования и воспроизводства рядовым расписчикам, что делает возможным перенесение живописи на изделия массового производства. Это неслучайно. 

Раиса Алешина прекрасно знала производство, технологию, тонко чувствовала душу фарфора. Ее манера легко узнается, ее невозможно спутать с работами других художников по фарфору.

Найти фарфор, равный по белизне хайтинскому, очень трудно. Особые качества и уникальность фарфору придавала местная глина, а также чистейший кварц, который добывался на Байкале.

На выставке «Сибирь социалистическая» в 1964 году в Новосибирске можно было увидеть сервиз Раисы Алешиной «Грибок» , в 1969 году в Красноярске был представлен сервиз «Нежность» из девяти предметов. 

В 1970 году на областной художественной выставке зрители увидели произведения с подглазурной кобальтовой росписью. Тогда началось комплектование коллекции фарфора в Иркутском областном художественном музее. Приказом областного управления культуры Иркутской области от 3 декабря 1975 года собрание сибирского фарфора пополнилась чайным сервизом «Марьины цветы».

В конце 70-х годов коллекция обогатилась тремя произведениями художника. Коллекцию декоративно-прикладного искусства пополнили декоративное блюдо «Подснежники», выполненное в нежных розово-голубых тонах, и декоративное блюдо «Синие тюльпаны» в глубоких кобальтовых цветах. Намного позже, в 2006 году, собрание пополнилось блюдом «Жарки» (1976), тарелкой «Лилии», расписанной нежными жёлтыми цветами с зелёными листьями.

В 1971 году Раиса Григорьевна была принята в Иркутское отделение союза художников СССР. Тогда же иркутскому музею от Хайтинского завода было подарено «Декоративное блюдо», а от Иркутского областного управления культуры поступил набор «Русские мотивы» в её исполнении. 

В 1977 году в Иркутском художественном музее состоялась персональная выставка Раисы Алешиной, а через год такая же выставка прошла в городе Сергиев Посад.

На фото: Раиса Алешина с цветами. Сергиев Посад, 1978. 

В конца 1970-х судьба Раисы Алёшиной тесно переплелась с Беларусью. Она переехала в Добруш, стала членом Белорусского союза художников. С 1978 года в течение четырнадцати лет занимала должность главного художника Добрушского фарфорового завода.

Еще работая в Сибири, Раиса Григорьевна нашла свой творческий почерк. Свободная, сочная, живописная манера стала отражением ее эмоционального характера. Алёшину привлекали народные мотивы: сказочные птицы сирины с головами женщин в кокошниках, витиеватый орнамент, крупные цветы – розаны. «Свой» фарфор она украшала изображениями сибирских цветов: подснежника, марьина корня, жарки.

Раиса Григорьевна прекрасно знала не только технологию производства фарфора, но и тонко чувствовала душу этого удивительного материала. Манера Алёшиной легко узнается, ее невозможно спутать с работами других художников. 

В 1986 году Раиса Алешина была награждена орденом Дружбы народов.

Талантливый художник ушла из жизни 15 января 2006 года.

Значительная часть работ Раисы Алёшиной находится в частных коллекциях, более 100 произведений – в Иркутском художественном музее имени В. П. Сукачева, 15 произведений - собрании музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля.

По материалам СМИ

Фото из семьи Марии Столяровой, внучки Раисы Алешиной

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также