Издательство «МИФ»

Иркутский "Театр пилигримов" удивил "культурную столицу"

Сибирь от берегов Невы очень далеко, но с Петербургом "Театр пилигримов" связывает многое. Он был создан выпускником Ленинградской консерватории Владимиром Соколовым, который в конце 1970–х переехал в Иркутск, где преподавал и был солистом областной филармонии. Следуя веяниям времени, стал экспериментировать с совмещением классики и рок–музыки. Сначала основанная им группа "Пилигримы" аккомпанировала спектаклям в иркутском ТЮЗе (например, к одной из первых в стране постановок по повести "Малыш" еще одних ленинградцев - братьев Стругацких). А потом преобразовалась в самостоятельный творческий коллектив - музыкальный "Театр пилигримов", который стал для Иркутска и всей Сибири главным символом театрального авангарда на долгие годы. В постановках всегда сочетались живая музыка, пластика, вокал и поэзия. Напрашивающиеся сравнения с "Ленкомом" не случайны: Соколов также ставил на сцене Иркутского музыкального театра свою версию рок–оперы "Юнона и Авось", значительно отличающуюся от захаровской.

В 2018 году Соколов скончался, и новым худруком после некоторой паузы был назначен Константин Артамонов - молодой композитор, начинавший карьеру в Театре пилигримов, а сейчас заканчивающий Петербургскую консерваторию. Он и привез иркутский театр в Петербург, чтобы показать здесь два спектакля. Первый - "Страсти по Марии", поставленный Соколовым в 2000–м и восстановленный Артамоновым. Интересно, что в то время, когда театры либо опасаются связываться с религиозной тематикой, либо, наоборот, вызывающе экспериментируют с ней, сибиряки смогли обойтись без провокаций, но при этом создать эмоционально насыщенное произведение.

"Наше произведение носит сугубо светский характер, - рассказал Константин Артамонов. - Да, оно написано на основе страстей Христовых, потому что эта история имеет и имела большое значение для людей. Хочешь - верь, хочешь - не верь, но тот факт, что во имя любви к Богу люди создавали великие произведения, не должен быть оставлен без внимания. Хотя бы за это можно сказать спасибо религии. Мы с режиссером пытались рассмотреть эту тему с самого острого угла зрения - глазами матери Иисуса Христа, Девы Марии. Ведь для матери отдать сына на распятие - это невероятная жертва".

Второй спектакль "пилигримов" в фестивальной программе - премьера арт–рок–мюзикла Nora по мотивам пьесы Генрика Ибсена "Кукольный дом" в постановке Анны Агапитовой. Это полностью авторская работа Константина Артамонова: и музыка, и стихи написаны им. Решение показать спектакль гостям форума раньше земляков было осознанным.

"Любому творцу, актеру и режиссеру нужна оценка подготовленного зрителя", - поясняет директор Театра пилигримов Людмила Ваховская. "Иногда в провинциальных городах принято сразу хлопать, вставать. Иногда начинаешь уставать от того, что хвалят за все без разбору. Гораздо приятнее получать заслуженную похвалу, чем точно знать, что сегодня что–то на спектакле пошло не так, а тебя за это еще и хвалят", - соглашается с коллегой Артамонов.

От руководителей театра из глубинки обычно ожидаешь услышать бесконечные жалобы на жизнь, недостаток финансирования и давление властей. Иркутяне в этом плане предельно сдержанны.

"Бороться за то, чтобы нас услышали зрители, конечно, приходится. Но искусство никогда никому не давалось легко. Не стоит поддаваться иллюзии, что ты сталкиваешься с какими–то уникальными проблемами. Потому что, с кем ни говори, проблемы у всех одинаковые — что в провинциальном театре, что в столичном. Возможно, нам даже в чем–то проще", - говорит худрук Театра пилигримов.

И развивает мысль: "Провинциальный театр - это термин, который прежде всего отражает разные возможности с театрами столичными. Возможности чисто материальные, финансовые, связанные с оснащением. А искусство - вещь универсальная. На самом деле у нас в стране сейчас все доступно, и это замечательно. Хочешь - делай. Возможностей больше, чем когда бы то ни было. Кто–то искусством занимается, чтобы выразить свою политическую позицию. Но мы занимаемся искусством как таковым".

Илья Воронцов, Деловой Петербург

Фото Николая Рютина


24.11.2019


Новости партнеров

Театральная жизнь

Уроженцу Киренска, популярному актеру Леониду Кулагину - 80 лет!

Да Бохан их знает: юные КВНщики из бурятского поселка приняли участие в телепроекте

На всем пространстве СНГ оказалось два мужика - Лукашенко и Боровский

Иркутск после апокалипсиса времен Степана Шоболова

Выпускники лицея ИГУ провели свой «Последний звонок» в Minecraft

Актёр иркутского драмтеатра Яков Воронов отмечает шестьдесят пятый день рождения

Юбилей актрисы Тамары Панасюк

Тайшетские школьники нарисовали победу

Черемховская разруха поразила Меньшова, или почему «Любовь и голуби» не снимали в Сибири

На окраине Новосибирска произошла «битва за последнюю бутылку»

На окраине Новосибирска произошла «битва за последнюю бутылку»

На окраине Новосибирска произошла «битва за последнюю бутылку»