Владимир Демчиков: «Коллектор» и смерть
28 ноября 2016
Фильм «Коллектор» я посмотрел после нескольких очень лестных откликов. Сразу скажу, что совершенно не пожалел, хотя в общем, при том, что смотрится фильм отлично, он все равно является, конечно, по большому счету скорее очень удачной попыткой кино, чем все-таки кино как таковым. Сразу скажу, чем фильм просто убил и за что хочется долго аплодировать режиссеру и автору сценария Алексею Красовскому стоя. Фильм снят в одной локации, на экране весь фильм только один актер (Константин Хабенский), остальные персонажи присутствуют в фильме только своими голосами – и тем не менее фильм держит внимание просто здорово. Пишут, что он был снят всего за 7 смен, то есть это компактный, недорогой и достаточно простой в производстве проект. И тем не менее, благодаря отличной режиссуре, выдающейся операторской работе и местами очень мощной игре Хабенского (а также некоторых актеров, разговаривающих с ним по телефону), фильм совершенно не выглядит худосочной артхаусной продукцией, а совсем наоборот, выглядит вполне полнокровно и симпатично.
Теперь о том, чего, мне кажется, фильму не хватило для того, чтобы мне, например, захотелось его пересмотреть. Во-первых, в самой истории есть серьезная дыра (поскольку фильм уже прошел в прокате, позволю себе далее некоторый спойлер). Эта дыра – содержание того самого видеоролика, который выложила в сеть некая жаждущая мести девушка. О нем говорится очень туманно, но даже из тех намеков, которые звучат, никак не следует, что злоумышленники намонтировали там что-то действительно ужасное. А ведь это ключевой элемент всей истории. Во-вторых, совершенно непонятно, почему ролик с коллектором, то есть человеком с нулевым уровнем публичной известности, вдруг производит такую сенсацию, что ему чуть ли не начинают угрожать судом линча, пытаются взять интервью в прямом радиоэфире и так далее. Все-таки вирусное распространение возможно только в случае, если на ролике фигурирует какая-нибудь поп-звезда, и никак иначе.
Но в конце концов можно как-то совершить над собой усилие и заставить поверить во все те несообразности, о которых шла речь выше. Черт с ним, пусть там будет что-то ужасное, пусть совершенно не известного широкой публике человека вдруг ни с того ни с сего возненавидело полгорода – окей, допустим. Но тут возникает третья проблема. Дело в том, что Хабенский играет не просто коллектора, а коллектора, который специализируется на крупных должниках и занимается, по сути дела, психологическим мошенничеством: обманывает людей, давит на их слабые и чувствительные места (точь в точь как мошенники, вымогающие деньги у доверчивых граждан, пугая их проблемами с детьми и так далее). То есть он, по сути дела, по сюжету фильма просто мерзавец, действующий далеко за рамками правового поля, в том числе способный довести клиента до самоубийства, в каковую способность сам вполне верит, хоть ей и не радуется.
Однако проблема в том, что при этом играет Хабенский в фильме вовсе не мерзавца, а благороднейшего человека, гуманиста, спасающего сбитую собачку (ох уж эта кочующая из фильма в фильм сбитая собачка), великодушный муж, добрейший друг, просто купающий своих телефонных собеседников в море обаяния и душевной чуткости. Состыковать мерзавца с благородным рыцарем в фильме, мне кажется, как-то не удалось. Причем не удалось даже не на уровне игры Хабенского (играет он почти весь фильм здорово, за исключением разве что «разговоров с клиентами» в начале фильма), а именно на уровне сценария.
То есть в сценарии фильма не до конца продумана важная ключевая ситуация (содержание компрометирующего ролика), и не до конца придуман сам главный герой. В результате Хабенский от души играет хорошего и сильного человека, попавшего в беду, но каждый раз, когда он по сюжету должен как-то заявить о каком-то своем мошенничестве (например, как он выдал себя за погибшего сына кредитора и т.д.) – он просто говорит, ну, может, не очень охотно, но не более. Оттого, кстати, и в «переоценку ценностей», происходящую с ним, поверить можно разве что из симпатии к актеру и человеку Хабенскому, который очень старается – но не из симпатии к главному герою, про которого нет-нет, да и закрадывается мысль, что все это ему досталось отчасти и по заслугам.
И тем не менее, несмотря на то, что в фильме просто кричит в голос главная проблема российского кино – проблема непропеченного сценария – фильм стоит того, чтобы его отметить. Это тот редкий случай, когда кино нащупало тонкую и почти невидимую грань между вполне успешной и безоблачной жизнью – и смертью, которая оказывается совсем близко. И герой на самом деле не столько сводит счеты с «прошлой жизнью» (это занятие очистительное и полезное), сколько с удивлением нащупывает какой-то край, за которым наступит облегчение и закончится вся эта ставшая вдруг совершенно невыносимой жизнь.
Возрастное ограничение: 16+
Все статьи автора
В наших соцсетях всё самое интересное!