Эксперимент с куклами: «Последний срок» Валентина Распутина в Иркутске

30 ноября 2022

Взрослые спектакли в театре кукол уже не редкость, но каждая новая постановка снова и снова удивляет зрителя. Особенно, когда впервые поставили классика Валентина Распутина.

Последний срок Распутин

2 ноября в Иркутском областном театре кукол «Аистёнок» состоялась премьера спектакля «Последний срок», приуроченного к 85-летию со дня рождения Валентина Распутина. Впервые его поставили на сцене театра кукол. 

«Последний срок» - это философская притча о ценностях. По сюжету к умирающей в деревне матери приезжают ее дети из «цивилизации». Она приходит в себя, впервые за долгое время увидев их вместе - дети не гостят у нее без причины и не видели друг друга много лет. Но как только матери становится лучше, начинаются конфликты и на свет выходит неприглядная правда - никому, кроме сына, с которым она живет, старуха не нужна.

Режиссерская интерпретация повести произвела на зрителей сильнейшее впечатление. Мать - главную героиню спектакля - играет ростовая кукла, действительно очень похожая на умирающую старуху. Премьера удалась - в зале рыдали, звали актеров «на бис», восхищались происходящим на сцене. На спектакль при возможности стоит сходить обязательно - это настоящее произведение искусства.

Подготовка к спектаклю началась еще 15 августа. Менее чем за три месяца были созданы декорации, костюмы и куклы, проведены репетиции, несколько раз менялись актеры. 

Над спектаклем работал белорусский режиссёр Игорь Казаков. Он известен своими нестандартными решениями, недетским подходом к кукольному театру. Иркутский зритель знает режиссера по спектаклю «Дядюшкин сон», который был приурочен к 200-летию Федора Достоевского. В своих постановках Игорь Казаков обращается к мировой классике, доказывая, что театр кукол может говорить о серьезном и важном. 

Режиссер уже ставил серьезные драмы, такие как «Гамлет» Уильяма Шекспира и «На дне» Максима Горького, но постановка «Последнего срока» стала для него одной из самых тяжелых. Спектакль сложен и по своей структуре, и психологически. Повесть Распутина затрагивает тему взаимоотношений старухи и смерти, тему тонких семейных связей. 

«Для меня очень ценен этот материал. Я посвящаю его тем, кого уже нет в живых, и тем, кто еще есть. Поэтому этот материал важен для меня как высказывание. К тому же Распутин как автор шел через женщин. Поэтому, я думаю, это произведение - памятник женщинам, матерям. Это не люди, а гиганты, рядом с которыми мы выглядим психологическими карликами. Мне кажется нынешнему поколению нужно посмотреть этот спектакль. Посмотреть, что есть проблемы для человека, посмотреть что вынесли наши матери, бабушки и прабабушки и с чем имеем дело мы», - рассказал Игорь Казаков.

В спектакле органично сочетаются куклы и живые актеры. Роли детей старухи Анны исполнили Эдуард Дроздов, Роман Зорин, Наталья Уткина и Диана Бронникова. Но главная роль старухи Анны в спектакле досталась кукле.

«Это серьезный, убедительный режиссерский ход. Задумка Игоря Казакова была в том, чтобы показать на контрасте с живым планом, что хоть старуха и кукольная, среди остальных героев она самая живая», - рассказала заведующая постановочной частью театра кукол «Аистенок» Ольга Курлыкина. 

От других кукол спектакля старуха отличается своей сложной механикой и системой управления. Эта кукла не только открывает и закрывает рот и глаза, внутри она начинена электроникой, поэтому озвучивающий героиню голос  выходит из самой куклы. Смастерила старуху художник-постановщик из Беларуси Татьяна Нерсисян. Она же подготовила эскизы остальных кукол, которых сделали уже в цехах «Аистенка». Высокий профессиональный уровень работы отметила Татьяна Нерсисян. Художница сказала, что заказала бы создание основной куклы иркутским мастерам, если бы заранее знала об их отношении к работе.

Дарья Березовская, Глагол

Фото пресс-службы театра.

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также