Иркутский театральный деятель Михаил Бородай

03 августа 2023

2 августа 1929 года в Иркутске на семьдесят седьмом году жизни скончался известный театральный деятель, руководитель театральной труппы в Иркутске в 1909-1914 годах Михаил Бородай.

бородай

Как написано в некрологе, он «проявил исключительную чуткость к молодым артистическим дарованиям». Фанатик театра, он всю жизнь находил в себе силы отказывать себе во всем, живя только театром, завещал все свое имущество, включая библиотеку, союзу работников искусств (Рабис).

Михаил Матвеевич родился в 1853 году в крестьянской семье Полтавской губернии. С 1870 года начинал актером на выходных ролях в Харькове, театре Николая Николаевича Дюкова, но освоился как самостоятельный организатор театральной деятельности и к 1880 годам создал «Товарищество драматических актёров», которое восемь сезонов работало в Харькове, десять сезонов в Екатеринославе, Киеве, Полтаве.

В 1901-1907 годах держал антрепризу в Киевской опере и одновременно, в 1902-1905 годах - общество «Бородай и К°» в театре Общества грамотности в Троицком народном доме.

Много путешествовал по России. Известно, что выступал в Саратове (1894, 1897-1899), Казани (1895-1900), Нижнем Новгороде (1896), Одессе (1902), Тбилиси и Екатеринодаре (1907-1908).

В 1909 году Михаил Бородай по приглашению дирекции городского театра приехал в Иркутск и сменил Николая Вольского. С 26 сентября по 19 ноября 1909 года антреприза Бородая дала 54 спектакля со сбором по 427 рублей за спектакль.

«Небольшого роста худенький человечек с темной реденькой бородкой и очень живыми глазами. Эти глазки пытливо оглядывали вас и сразу как бы определяли вашу ценность и пригодность к делу. Бородой следил за всеми начинающими, прочитывал множество рецензий о них, расспрашивал всех знакомых актеров. Он выискивал молодые силы для своего театра, и много актеров с большими именами обязаны Бородаю, который угадал в них талант и помог им выдвинуться. Самобытный и интересный человек. Вне театра для него не было жизни. Застать его в театре можно было с раннего утра до глубокой ночи, - так писали о нем газеты в Казани, где он работал в начале века, и в Иркутске он был таким же.

Михаил Бородай первым делом поставил задачу увеличить заплаты ведущим артистам, удешевить посещение театра, привлечение всех слоёв иркутской публики и воспитание эстетических вкусов малоимущей части: «Иркутская публика достаточно грамотная и в достоинствах труппы сумеет разобраться. И если труппа удовлетворит, то создастся естественное тяготение к театру, которое заменит систему абонемента». Еще с первых дней работы в Иркутске в 1910 году он обратился в городскую управу, чтобы ему снизили плату за расклейку афиш. Тогдашний иркутский губернатор Петр Гран выдал ему ссуду в 3 500 рублей.

В то время театру приходилось очень тяжело. Денег не хватало, и некоторым артистам пришлось сократить зарплату. В сезоне 1910/1911 годов дефицит составил 6 тысяч рублей. И когда городская дума решила разорвать с ним контракт, он заявил, что устранить все препятствующие процветанию городского театра причины возможно только «путем его демократизации, увеличением в нем мест, доступных по своей цене всем слоям общества, и постановкой универсальной программы представлений, которая будет удовлетворять вкусы широкой публики». Это был сезон, когда Бородай поставил десятки детских утренних спектаклей по 10-кпеечным билетам, и многие юные иркутяне впервые получили возможность увидеть спектакль.

Гласные думы поверили ему и предоставили кредит, хотя из убытков Бородай вывести театр так и не смог за все пять лет работы.

19 апреля 1914 года предложил театральной дирекции ввести абонементную продажу билетов на спектакли в предстоящем зимнем сезоне. Формируя сезон, говорил, что нужно выполнять задачи «с полной добросовестностью, имея в виду не только качество каждого артиста, но и характер его дарования». В состав иркутской труппы вошли как солидные, «известные своею работоспособностью и желательным направлением» артисты, так и молодежь, которая, окончив лучшие столичные театральные школы и имея отличные рекомендации, приняла на себя исполнение вторых ролей. Как тогда заявил Бородай, приглашен режиссер, окончивший режиссерские курсы при московском художественном театре, и художник-режиссер, прошедший школу художественных постановок под руководством Синельникова и Савилова в Киеве.

Тогда в Иркутске не было собственной труппы, поэтому конкуренция за место была повыше сегодняшней. Но у Бородая работал Евгений Петров-Краевский, который в 1924 году получил звание заслуженного артиста республики.

В 1915 году Бородай жестко прогорел, и ситуация в театре обсуждалась на заседании городской думы: «Крах был искусственный, вызван группой лиц, пожелавших сделать Бородая банкротом». Городские власти разорвали контракт с известным артистом.

Однако Иркутск стал по душе Бородаю, и Михаил Матвеевич принял решение здесь остаться. В последние годы он просто бедствовал, и когда об этом узнал директор Московского художественного театра Владимир Немирович-Данченко, то написал воззвание в ЦК Союза работников искусств (Рабис) помочь ему как «человеку, чрезвычайно много сделавшему для русского провинциального театра». 27 декабря 1928 года иркутский городской театр поставил пьесу Леонида Андреева «Дни нашей жизни» в пользу Бородая и других нуждающихся актеров.

Он умер в семьдесят шесть лет. Похороны состоялись 3 августа 1929 года из квартиры по ул. Володарского, 9.

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также