Глаголы иркутского времени: Евгений Потапов

Корреспондент газеты "Дело" Иван Рудях взял интервью у генерального директора иркутской компании "ITSumma" Евгения Потапова. В 2019 году Евгений стал лауреатом сибирской премии достойных дел "Глаголы иркутского времени" в номинации "Программировать Иркутск".

Уже много лет Потапов успешно предоставляет на международных рынках свои IT-услуги. По словам Евгения, любой кризис – это возможности. Его компания появилась в такое тяжелое время, во время кризиса 2008 года. Сначала проектом занимались всего трое, сейчас в штате уже свыше девяноста сотрудников. Они занимаются инфраструктурой, администрированием серверов, мониторингом и круглосуточной техподдержкой по всему миру. 

Как коренной иркутянин, Евгений испытывает гордость за свою компанию и отмечает, что за рубежом знают, что Сибирь – это нефть, золото, лес, Байкал, и удивляются, когда узнают, что здесь есть компании, которые могут оказывать услуги мирового уровня: "Среди наших клиентов есть очень крупные предприятия. Идете ли вы на сайт М-Видео, покупаете ли билеты на сайте S7, читаете ли новости ТАСС – все эти сайты поддерживаем мы".

Выход компании на мировой рынок не был запланированным, как говорится, сработало "сарафанное радио". На экспортные контракты компании сегодня приходится 20-30 % выручки. Могло быть больше,  если бы не санкции и стереотипы о "злых русских хакерах". 

"Одна из главных забот в IT-отрасли – это сохранность данных. Неверный выбор подрядчика может обернуться тяжелыми последствиями. Поэтому клиенты всегда тщательно проверяют и перепроверяют информацию, а чаще всего – приходят по рекомендации. Мы практически не тратим деньги на маркетинг и рекламу – работает "сарафанное радио". Когда к нам приходят зарубежные компании, в 90 % случаев это ребята из России, которые уехали за границу и открыли там свой бизнес. Обращаются иностранные компании и по рекомендациям наших существующих клиентов. А вот прямые обращения бывают реже. Случается, правда, что кое-кто боится выбрать "не того" подрядчика из политических соображений. Но многие понимают: российские айтишники – одни из лучших в мире. Наши услуги – высокого качества, а со снижением курса рубля еще и очень привлекательны по цене", - рассказал Евгений.

Компания намерена и дальше развивать свое международное присутствие. Причем больше смотрит не на ближайшие, азиатские, рынки, а в сторону Европы, США и стран СНГ. 

Однако в каждом из направлений есть свои "подводные камни": "Русскоязычное пространство, конечно, нам интересно. Но для стран СНГ даже наши невысокие, по российским меркам, цены – от 25 тысяч рублей за стартовый пакет до 100 тысяч за расширенный – для них высоки. В Узбекистане, например, нам говорили: "Ребята, у вас все здорово, но 400 долларов в месяц – это очень много". Что касается Азии, то это сложная история. Китай, например, – крупнейший рынок, но я не уверен, что они готовы активно принимать зарубежных айтишников, все-таки у них сильно государственное регулирование в этой сфере. С Европой, с англоязычными странами найти понимание по бизнесу проще", - добавил программист.

Развиваться в экспортном направлении компании ITSumma помогают различные институты поддержки. Уже налажено успешное взаимодействие с Агентством инвестиционного развития Иркутской области, Фондом поддержки предпринимательства, Российским экспортным центром. Компания дважды пользовалась помощью – ездила на саммит в Москву и выставку в Узбекистан. Стенды стоят сотни тысяч – это серьёзные затраты, поэтому помощь Центра поддержки экспорта была ощутима. В сфере IT нет географических границ, рынок потенциальных клиентов не ограничен – все вопросы можно решать по конференц-связи. Единственная значимая проблема – кадры. Их в Иркутске мало. В вузах будущие IT-специалисты не получают должного образования и опыта. О длинной "скамейке запасных" приходится только мечтать.

Евгений Потапов отмечает, что проблема с разработчиками стоит остро. Полученные ими в вузах знания часто не имеют практического применения в контексте современных технологий; фактически их нужно учить заново. Он готов учить и даже начал работу с университетами, но пандемия внесла свои коррективы. Хочет отбирать заранее и воспитывать кадровый резерв, чтобы через два-три года, когда эти ребята выйдут на диплом, их HR мог найти хорошего разработчика не за три месяца, а за три дня.

Несмотря на внушительный список клиентов и бурное развитие, по-прежнему есть к чему стремиться. Задача на ближайшие три - пять лет – войти в десятку крупнейших IT-компаний России. Однако, строить планы, по словам программиста, в IT-сфере не так-то просто. Все меняется слишком быстро, и иметь долговременную детальную стратегию практически невозможно. Компания занимается разработкой своих программных продуктов, но пока ее основной драйвер – это сервис, услуги. Поэтому для неё важно все время быть «на острие», владеть всем набором актуальных технологий, быть максимально гибкими и адаптивным, предлагать клиентам наиболее эффективные решения.

Участие в конкурсе "Экспортер года" для компании ITSumma стало возможностью получить объективную оценку своей работы, убедиться в том, что компания движется в верном направлении. А второе место – поводом задуматься, что еще нужно сделать, чтобы работать лучше, качественнее, продуктивнее. 

"Вопрос не в том, что мы получили сертификат или очередной диплом на «доску почета». Для нас каждый конкурс – это взгляд со стороны, объективная оценка. И если сейчас у нас второе место, значит, стоит задуматься, почему не первое", - подытожил Евгений Потапов.

Полный текст интервью читайте здесь

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

Подписывайтесь на наш Instagram

10.06.2020


Новости партнеров