Территория БАМа: Северомуйск и крупнейший в России тоннель

18 июля 2024

Глагол38 продолжает путешествовать по Байкало-Амурской магистрали в год 50-летия со дня начала ее строительства.

бам

Читайте тексты про Усть-КутЗвезднаяНияКиренгаУльканКунермаГоуджекит и ГранитныйСеверобайкальскКичераАнгояНовый Уоян, Кюхельбекерская

История Северомуйска тесно связана со строительством самого протяженного в России железнодорожного тоннеля через Северо-Муйский хребет. 

Однако сначала предполагалось, что станция Муякан станет «витриной» Белорусской ССР. Но планы строительства БАМа изменились, вместо станции на Муякане остался небольшой железнодорожный разъезд. Белорусский национальный проект на магистрали так и не был осуществлен, а проект непостроенного вокзала Муякан, разработанный специалистами института «Белгоспроект», остался только на макете. 

Однако вклад белорусов в строительство БАМа невозможно переоценить. Здесь трудились около 60 тысяч посланцев республики.

В феврале 1975 года с западной стороны хребта высадилось 30 человек Тоннельного отряда №11, в середине марта началось освоение восточной стороны, куда вездеходом были завезены стройматериалы и первая электростанция. На горячих источниках, впадающих в реку Окусикан, был разбит первый палаточный лагерь участка № 4 тоннельного отряда № 11 УС «БАМтоннельстрой». Гусеничный вездеход ГТ-Т, первым пробившийся через перевал, по предложению энергетика и парторга участка Анатолия Подзарея был установлен на постамент на въезде в посёлок.

Временный поселок восточного портала будущего Северомуйского тоннеля по предложению С. А. Смирнова, победителя конкурса на лучшее название посёлка, получил наименование Северомуйск. 

В августе 1976 года сюда приехали начальник ГлавБАМстроя Константин Мохортов и космонавт Виталий Севастьянов.

По заданию УС «БАМтоннельстрой» Сибгипротранс разработал генпланы временных жилых поселков для тоннельщиков. Стоимость поселка Северомуйск определялась в 17 379,66 тысяч рублей, в том числе выделялось 11 957,33 тысяч на возведение 106 домов серии 161 общей площадью 39 576 квадратных метров.

На конец 1978 г. было выполнено строительно-монтажных работ на 6 091 тысяч рублей, включая 4 842 тысяч на строительство 42 жилых домов общей площадью 13 820 квадратных метров.

Наиболее сложным оказалось сооружение 15-километрового Северомуйского тоннеля, на котором были заняты пять отрядов тоннельщиков (№ 11, 16, 18, 19, 22, 27) и шахтеры Карагандинского спецшахтуправления. Проходку планировалось вести с двух порталов и четырех шахтных стволов, к которым следовало развернуть навстречу друг другу забои, пробивая хребет одновременно в десяти точках. 

Однако проходчики столкнулись с непредвиденными трудностями. В декабре 1978 года работы по проходке тоннеля с западного портала были приостановлены из-за большого притока воды, которая выходила из пробуренных скважин под давлением 17–20 атмосфер. 18 декабря произошли прорыв воды и затопление третьего ствола. С учетом неоднородности пород в забое с включениями неустойчивых фракций песка дальнейшая проходка стала рискованной, однако прекращена так и не была.

20 сентября 1979 года в забое западного портала Северомуйского тоннеля произошел вывал породы. В результате произошедшего вывала погибли семь проходчиков комплексной бригады ТО-18 и уничтожено горнопроходческое оборудование. Причиной происшествия стал не учтенный проектом Сибгипротранса тектонический разлом шириной около 500 метров, являвшийся древним руслом реки Ангаракан.

Ангараканская депрессия была преодолена через два года после внедрения ряда инженерно-технических проектов, впервые разработанных в практике мирового тоннелестроения. Были разработаны и внедрены специальная система водопонижения, новые химические композиции для закрепления и обделки сводов.

В дальнейшем методом опережающего бурения была обнаружена серия ранее непрогнозируемых сильно обводненных зон тектонических разломов. Стало понятно, что первоначальный срок сдачи тоннеля в 1986 году нереален. 

В 1981 году было начато строительство первого Северомуйского обхода протяженностью 30 км, который позволил бы обеспечить сквозное движение грузовых поездов в режиме временной эксплуатации. Из-за сильных уклонов (до 40%) по обходу ходили только небольшие грузовые поезда. Движение пассажирских поездов было запрещено. 

В 1985 году начались работы по сооружению второго обходного пути длиной 56 км, который включал два обходных тоннеля 1 707 и 752 метров и высокие виадуки, в том числе мост над рекой Итыкит длиной 360 метров и высотой до 35 метров (так называемый Чертов мост). 

1 ноября 1989 года по второму обходу прошел первый поезд, что дало возможность сдачи БАМа в постоянную эксплуатацию. Сбойка главного тоннеля произошла 30 марта 2001 года. В постоянную эксплуатацию объект был сдан только 5 декабря 2003 года.

Затягивание строительства Северомуйского тоннеля привело к тому, что припортальные временные поселки приобретали статус постоянных. Еще 4 апреля 1977 года указом Верховного Совета Бурятской АССР Северомуйск был отнесен к категории рабочих поселков с собственным советом народных депутатов. В проект организации строительства тоннеля были внесены изменения, разрешившие возведение в Северомуйске стационарного поселка на 1,5 тысяч жителей.

Однако фактическая численность поселения всегда превышала проектные лимиты. Размещение здесь изыскательских партий Сибгипротранса, Института инженерных изысканий, Института земной коры, Бурятского геологического управления для поиска путей преодоления ангараканской депрессии и выявленных позднее разломов, а также концентрация подразделений «БАМтоннельстроя», «Мостостроя-9», «Нижнеангарсктрансстроя», «ЗапБАМстроймеханизации», занятых в сооружении Северомуйских обходов, привели к росту численности населения до 15 тысяч человек.

Благодаря привилегированному снабжению тоннельщиков, поселок быстро стал одним из самых благоустроенных на трассе с современной инфраструктурой и социально-культурными объектами. 

Современный Северомуйск представляет эксплуатационный поселок по обслуживанию Северомуйского тоннеля и железнодорожной станции. Анализ структуры занятости населения показывает, что отраслями экономики, привлекающими значительные трудовые ресурсы, являются транспорт, бюджетные организации, сфера обслуживания, торговля и общественное питание. До сих пор здесь издаётся литературный журнал «Северо-Муйские огни», получивший признание в России и за рубежом.

По материалам Николая Байкалова, Бурятский государственный университет, портал БАМ сквозь пространство и время, портала «Стройка всех народов», другим СМИ и собств. источникам. 

Фото из фондов Государственного архива Республики Бурятия, открытых источников. 

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также