Территория БАМа: как литовцы строили Новый Уоян

16 июля 2024

Глагол38 в год 50-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали продолжает свое путешествие по станциям западного участка.

бам

Читайте также тексты про Усть-КутЗвезднаяНияКиренгаУльканКунермаГоуджекит и ГранитныйСеверобайкальскКичера, Ангоя

Уоян – железнодорожная станция второго класса, расположенная на бурятском участке БАМа, при которой возникло крупное поселение. 

Так как поселок расположился недалеко от старого эвенкийского села Уоян, то его стали называть Новым Уояном. Его история началась с палаточного лагеря первопроходцев из ТО-11, которые достигли Верхней Ангары 10 июня 1974 года.

Из газет 1974 года:

1 июня. Первому коллективу бамовцев Бурятского участка – тоннельному отряду № 11 определены задачи. Одной, из которых было – строительство дороги Тазы – Уоян длиной в 220 км. 

3 июля. Изыскательской партии №9 Новосибирского института «Сибгипротранс» поручено разведать и обосновать трассу будущей автомобильной дороги до Уояна. Трасса очень трудная: тайга, болота, скалы.

11 июля. От пристани Нижнеангарск отошёл буксирный катер с баржей, которая перевезла 196 тонн грузов до северного посёлка Уоян. 

26 июля. На берегу озера Иркана близ посёлка Кумора образован самый дальний участок по строительству автодороги. 

10 сентября. Началась рубка просеки под автомобильную дорогу Кумора – Уоян. 

10 ноября. День рождения треста Нижнеангарсктрансстрой, которому предстояло возвести главный путь БАМа длиной 525 километров.

28 апреля 1975 года в будущий поселок прибыл первый трудовой поезд в составе трех отрядов - «Монолит», «Дзержинец» и «Непоседа». Здесь обосновались мостостроители МО-53, механизаторы «ЗапБАМстроймеханизации» и работники СМП-572. 

Ветеран труда Анастасия Ловцова вспоминает:

– В 1975 году я закончила Улан-Удэнское торговое училище. После выпуска мне вручили комсомольскую путевку на БАМ. Мы приехали в село Улюнхан, где я примерно месяц проработала продавцом, а 29 августа на вертолете прилетела в Новый Уоян. Тогда еще не было названия поселка. Мы жили в палатках, они были в зимнем варианте, уже с завалинками. Я начала работать. В палатке был магазинчик, где я проработала примерно два месяца. Потом меня перевели в деревянный магазин с буржуйкой.

На фото: поселок Новый Уоян, 1970-е годы

Я всегда работала в торговле. Естественно, магазины менялись. Зимовали мы в палатке. Конечно, там стояла буржуйка. Мы по очереди топили ее. Помню, я как-то уснула и затем проснулась от того, что в меня что-то прилетело. Кто-то замерз и запустил в меня валенком. Потом это кидание валенка взяли за основу, если кто-то уснет. Так дежурного будили. 

В поселке была танцплощадка, где не было обогрева. 16 августа 1976 года Новому Уояну был присвоен статус рабочего поселка. Помимо организаций Минтрасстроя здесь располагались лесхоз, леспромхоз, совхоз, предприятия местного значения. В разгар комсомольской стройки в Новом Уояне проживало более 11 тысяч человек.

Возведение постоянного поселка с 1984 года осуществлялось строителями СМП «ЛитваБАМстрой». В состав пускового комплекса входили 27,9 тысяч квадратных метров жилья, детский сад на 280 мест, общежитие железнодорожников на 120 мест, общеобразовательная школа на 624 учащихся, ТОЦ, пост электрической централизации, две трансформаторные станции, очистные сооружения, инженерные сети.

Особо отличилась бригада плотника Каспутиса Стяпонаса. Застройка поселка типичными литовскими четырехэтажными многоквартирниками под двускатными крышами очень самобытна. В память о литовских строителях поселка и станции главная улица Нового Уояна называется Литовский проспект. Еще есть улицы - Каунасская и Драугистеса, Литовский переулок.

В здании вокзала станции Уоян (архитекторы Г. Шимайтис) архитектурный акцент сделан на пассажирском зале, перекрытом клееными деревянными конструкциями с покрытием из черепицы.

На фото: вокзал, 1970-е. 

Бóльшая часть строительного материала поступала из Литвы. За семь лет строительства шефский коллектив сформировал собственную строительную базу, в составе которой имелись бетонный узел, арматурный и столярный цехи и другие объекты.

На фото: поселок Новый Уоян, 1980-е годы.

На фото: поселок Новый Уоян, 1980-е годы. 

Качество строительных работ было низким, на что постоянно обращали внимание народные контролеры, журналисты, представители профсоюзных организаций. Много нареканий вызывали капитальные жилые дома и общественные здания, построенные строителями из Литвы. Выявленные на данных объектах нарушения стали основанием для возбуждения уголовного дела и объявления во всесоюзный розыск руководства предприятия. 

Заместитель руководителя группы оперативного контроля по БАМу Госстроя РСФСР А. Тавкинь отмечал, что практически все шефские коллективы строили капитальные объекты без надлежащего контроля, допуская приписки и брак. Тем не менее, несмотря на все недоделки, в октябре 1987 года станция Новый Уоян начала работать в режиме постоянной эксплуатации.

Экономическую структуру нового поселка составляли железная дорога, предприятия лесной и строительной индустрии.

Представители Литвы и других прибалтийских республик, как и все первостроители БАМа, начинали с палаток. Рубили просеки, обустраивали вахтовые поселки около крупных рек, сами построили добротные брусовые жилые дома для семейных. С течением времени Яан Кэрнер, Юрий Ивашкин, Рудольф Рейскамб, Юрий Ревин, Ахто Метсало, Яан Вирит, Аллер Нурм из лесорубов переквалифицировались в водителей большегрузов. Парни из Литвы, знающие мореходное искусство - Ремигиус Пашкявичус, Ритис Шутас, Эгидиус Иванаускас, Виталиюс Матялис - летом 1976 года провели навигацию по Верхней Ангаре на самоходных баржах.

Уоянский комбинат производственных предприятий должен был стать центром стройиндустрии на севере Бурятии. В составе комбината предусматривались цехи по производству железобетонных изделий мощностью 22 тысяч кубометров, по производству арболитовых стеновых панелей мощностью 7 тысяч кубометров, по деревообработке и столярному делу. Строительство затянулось на семь лет, но так и не завершилось в планируемом объеме, что было обусловлено некачественным и неритмичным обеспечением проектно-сметной документации, нехваткой оборудования для сварки, электромонтажа, формовки, изготовления арматуры, арболита, сборных железобетонных изделий, ведомственной разобщенностью, распыленностью средств и прочими проблемами.

В начале строительства БАМа был создан Уоянский лесхоз площадью в 1,5 млн гектаров от Верхней Ангары до поселка Янчукан и от Уояна до Делокор и Кондаканских озер. Предприятие заготавливало до 110 тысяч кубометров в год.

С распадом СССР объемы промышленного производства резко снизились. В настоящее время здесь проживает менее 3 тысяч жителей. 

По материалам Николая Байкалова, Бурятский государственный университет, портал БАМ сквозь пространство и время, портала «Стройка всех народов», СМИ и другим источникам. Фото из фондов Государственного архива Республики Бурятия, ЖЖ Нюра Шарикова

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также