Территория БАМа: как Латвия и Белоруссия строили поселок Таксимо

19 июля 2024

Глагол38 путешествует по БАМу в дни 50-летия с начала строительства магистрали.

бам

Читайте тексты про Усть-КутЗвезднаяНияКиренгаУльканКунермаГоуджекит и ГранитныйСеверобайкальскКичераАнгояНовый УоянКюхельбекерская, Северомуйск

Поселок Таксимо расположен на правом берегу реки Муи. Первым документальным подтверждением начала его застройки считается 1910 год, к которому относится запись в похозяйственной книге о ссыльном москвиче Иване Баранчееве, организовавшем здесь охотничью заимку. Баранчеев имел «три конца рыболовных сетей, 0,02 га посевов, дом размером 5х5 1910 года постройки».

В 1930-е годы здесь располагалась центральная усадьба колхоза «Таежник», который возник как продовольственная база старательских артелей. В 1940–1942 годы колхозу было присвоено имя Буденного.  Однако в 1950-е усадьба пришла в упадок из-за консервации золотодобывающих предприятий.

Новый период в жизни Таксимо начался с развертыванием геологического изучения края. 27 июля 1964 года вышел уПрезидиума Верховного Совета Бурятской АССР «О регистрации вновь возникших и ранее не зарегистрированных населённых пунктов и присвоении им наименований», в котором упоминается Таксимо, принадлежащий Муйскому сельсовету Баунтовского аймака. В поселке были построены авиаплощадка, перевалочная база и склад.

Интенсивная застройка Таксимо началась в начале 1980-х годов с приходом БАМа в Муйскую долину. Первоначально он представлял базовый поселок СМП-670 и СМП-694 треста «Нижнеангарсктрансстрой» и МО-97 Мостростроя-9, занятого на сооружении моста через реку Витим. 

На фото: молодожены, СМП-670

На фото: автолавка

На фото: котлопункт

На фото: аэропорт

Позднее здесь расположились МК-131, 136, 145, 163 треста «ЗапБАМстроймеханизация», участки спецпоезда Водрем-89, подразделения треста «Востоксибэлектросетьстрой» и другие предприятия.

На фото: временный поселок

Статус рабочего посёлка Таксимо получил на основании указа Президиума Верховного Совета Бурятской АССР от 15 апреля 1981 года.

Расчетная численность населения после завершения стройки должна была составить не более 500 человек Узловую станцию со сменой тяги с электровозной на тепловозную планировалось разместить в поселке Муякан. Однако в процессе строительства выяснилось, что местные геологические условия не позволяют разместить необходимые объекты. 

Генподрядчик вынужденно перенес в Таксимо проект, разработанный для Муякана, и новый поселок начал застраиваться очагами без генплана. В результате нескоординированности принятия градостроительных решений и отсутствия общего проекта планировки сегодня Таксимо, по-прежнему, состоит из двух совершенно разных районов, соединенных вытянутой вдоль путей с северо-запада на юго-восток территорией железнодорожной станции и улицей 70-летия Октября, являющейся частью западной ветки автодублера БАМа.

На фото: ДК Корчагинец

На фото: котлопункт

В 1980 году  решением обкома ВЛКСМ Бурятской АССР в Таксимо был направлен отряд «Комсомолец Бурятии» в составе 106 человек. Комсомольский отряд составил костяк коллектива СМП-670 треста «Нижнеангарсктрансстрой», занятого в развертывании промбазы и возведении временного поселка транспортных строителей. 

На фото: установки палатки

На фото: продолжаем устанавливать палатки

На фото: палаточный городок «Комсомолец Бурятии»

На фото: экспедиция Комсомольца Бурятии по извлечению самолета из Баранчеевского озера

В 1982 году в поселок прибыл шефский коллектив из Латвийской ССР, а из Муякана в Таксимо передислоцировался коллектив СМУ «БелБАМстрой». В результате поселок единственный на трассе имел вместо одной две шефствующие республики – Латвийскую и Белорусскую.

На фото: мост через Витим, 1982. 

Силами данных коллективов были построены локомотивное депо, дистанция сигнализации и связи, энергетическое хозяйство с крупной подстанцией, жилой поселок железнодорожников, а также средняя школа, больничный комплекс, отделение связи, КБО, ОРС и другие объекты социальной инфраструктуры.

На фото из архива А. М. Цюрик: Таксимо

На фото: перевоз зимника

Лаконичная утилитарность вокзала на станции Таксимо, объединенного мощной кровельной линией с автобусной станцией, сразу отсылает к традиционной латышской архитектуре общественных зданий. И это не случайно. Архитекторам вокзала А. Кронбергсу, Э. Трейманису и Х. Васильевой удалось создать настоящий символ Таксимо, который по-прежнему формирует стилистику его застройки. 

Сначала в глаза бросается уникальная летящая ввысь кровля синего цвета, но потом замечаешь, что самое оригинальное в вокзале – его расположение перпендикулярно железнодорожным путям. Это типично для прибалтийского города, но у нас выглядит очень необычно. 

Из воспоминаний Сергея Капустина:

- В 1985 году мне дали новый объект для строительства. Это было здание вокзала по проекту латышских архитекторов. Меня назначили начальником строительного участка, дали грамотных мастеров, бригаду бетонщиков, каменщиков. Изучив проект, мы приступили к работе. Нареканий на качество и технологию строительно-монтажных работ со стороны заказчика не было. Я сразу обратил внимание на проектное решение кровли, мне не приходилось видеть такие кровли. Оказывается, это особенности архитектуры Латвии по устройству кровель. Мы возвели вокзал в полном соответствии с проектом, сдали с оценкой «отлично», а я получил правительственную медаль «За доблестный труд».

В Таксимо наряду с традиционными пятиэтажками построены характерные «юрмальские коттеджики», которые, разумеется, стоят на улице Латвийская (названия улиц в поселке написаны на латышском и русском языках). 

На фото: Таксимо, 2023.

В поселке о его строителях напоминают названия двух районов: ЛатБАМ и БелБАМ. Здесь есть улицы Минская и Белорусская.

25 декабря 1983 года на станцию Таксимо прибыл первый поезд.

На этапе завершения строительства железной дороги Таксимо стал рассматриваться как потенциальный центр стройиндустрии на севере Бурятии. Проекты по сооружению Молодежного горно-обогатительного комбината, Мокской ГЭС, близость золотоносных приисков обусловили приток сюда рабочей силы. Численность населения поселка в это время достигла 13 тысяч человек. Именно эти факторы привели к тому, что 23 октября 1989 года Таксимо вышел из состава Баунтовского района и был определен административным центром вновь образованного Муйского района.

В настоящее время основными отраслями экономики являются золотодобыча, заготовка леса, строительство. В Таксимо работает щебёночный завод, осуществляется добыча строительного камня. Вблизи находятся Молодёжное месторождение хризотил-асбеста и крупные залежи цементного сырья, добыча которых законсервирована. 

На фото: памятник самолету АНТ-4 (ТБ-1) - изыскателям трассы БАМа в 1930-е

Важное значение имеет обслуживание железнодорожного транспорта, поскольку в поселке располагается узловая станция со сменой электровозной тяги на тепловозную. С 1990 года издаётся районная газета «Муйская новь».

На фото: Таксимо, 2023

По материалам Николая Байкалова, Бурятский государственный университет, портал БАМ сквозь пространство и время, портала «Стройка всех народов», другим СМИ и собств. источникам. 

Фото из фондов Государственного архива Республики Бурятия, открытых источников. 

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также