Издательство «МИФ»

"Байкал-Аляска" перешла Берингов пролив

Российская историко-географическая экспедиция "Байкал-Аляска", следующая на надувном катамаране морского класса "Искатель" из Петропавловска-Камчатского в Анкоридж, продолжается теперь по американской территории. «Глагол» с интересом наблюдает за всеми историями экспедиции. Сегодня новая серия дневниковых записей, которые Анатолий Казакевич и его команда оставляет на своем сайте.

День тридцать четвертый. 21 июля. Тупики полетели - купальный сезон открыт!

С самой Камчатки сопровождающие нас сидящими на воде тупики сегодня разлетались! Юркие «птицы счастья», как их зовут в северных станах, устроили танцы со встречным ветром. Вы когда-нибудь видели «радугу» из тупиков? Мы - да.

И в тот момент вспомнили, что уже середина лета, и что мы на море, но еще ни разу не купались. Собственно, вспомнили присоединившиеся к нам в Анадыре Александр и Герман, мы-то как надели на себя в Петропавловске-Камчатском по три пуховки, две шапки и кучу штанов, так и живем во времени года «экспедиция». Нормальные же люди с большой земли сразу вернули времена года на место. Лето - море - чайки - купание. По-атлантическому варианту, конечно, минуту, но главное - традиция положена.

Дальше - все, как в песне: «Удача - награда за смелость». Удачей стал невероятной красоты и графичности утес, у которого мы заложили несколько виражей, снимая для фильма. Как говорит капитан, если камчатская природа часто напоминала ему пейзажи Байкала, то Чукотка совершенно отличается от родных мест. Продолжаем делать свои открытия.

 

День тридцать пятый. 22 июля. Праздник морских охотников в «Берингии»

Если экипаж «Искателя» ставит цель, он к ней дойдет, долетит, доползет. Несмотря на сломавшийся мотор, встречный ветер, постоянную четырехдневную качку и «нелетную» погоду. Мы стремились попасть на фестиваль морских охотников «Берингия» в Новом Чаплино, и Александр с Германом, мужественно отстояв вахту с 23 до 5 утра, домчали нас до набережной Дежнева в Провидения в воскресенье утром. Завтрак, проверка камер, машина - и ровно за 20 минут до начала праздника мы на месте.

Первое ощущение - будто находишься в нескольких временах сразу: современная техника, одежда, предметы смешаны с традиционными национальными нарядами, вещами, танцами и музыкой. Завораживает! А когда начались гонки на деревянных байдарах, обтянутых кожей моржей, сложно было понять, у кого больше азарта - у гонщиков или зрителей.

«Я рада, что мы успели и именно таким праздником заканчивается мое участие в экспедиции, продлившееся больше месяца. Яркий, эмоциональный и душевно теплый день», - делится наша отважная Юля Даркова. А нашему капитану больше всего было интересно знакомиться с новыми людьми: «С кем ни заговоришь - уникальный интересный человек, увлеченный своим делом и любящий свой край. Столько разных увлекательных жизненных историй редко где услышишь». А еще редко где отведаешь национальные блюда эскимосов и чукчей - чем мы с удовольствием использовались.

 

День тридцать шестой. 23 июля. Нацпарк «Берингия»

Всемирный день китов и дельфинов мы провели в национальном парке «Берингия». Не только в разговорах о том, как киты сопровождают нас от Камчатки до Чукотки, не только за просмотром уникальных видеосъемок китов с дрона Максима Антипина, но и за тщательной подготовкой к переходу через Берингов пролив. Здесь отличный интернет, и наш капитан потратил много времени на изучение карт погоды, течений и прогнозов направления ветра. Все это предстоит проанализировать, чтобы принять решение о времени старта перехода через непростой участок Берингова моря.

Нацпарк «Берингия» принял эстафету помощников нашей экспедиции и оказал нам всю необходимую техническую поддержку. Благодарим директора нацпарка «Берингия» Владимира Бычкова и всех, кто чинил, подсказывал, возил и морально подбадривал.

А пока готовимся, даем слово участнику второго этапа «Байкал-Аляски» 2018 года Герману Арбугаеву, присоединившемуся к нам в Анадыре. Его впечатления о своей первой неделе экспедиции: – Я встретился с экипажем в критический момент экспедиции, когда была сломана мачта, поэтому мы сразу приступили к ремонту, и я был впечатлён профессионализмом мастеров ООО «Алеут», которые нам помогали в Анадыре. Четко, слаженно, на совесть, давая дельные советы и работая быстро. Следующие 600 км мачта выдержала шторм и сильный ветер, а когда все снаряжение катамарана не подводит, проще преодолевать преграды погоды. Нам пришлось работать с парусами, бороться с волнами и мелями, но это добавило драйва.

Для меня, биолога и географа, переход от Анадыря до Провидения – исполнение мечты увидеть то, о чем я раньше много читал, причем с воды, в течение нескольких суток. Видеть в живой природе, естественной среде сотни моржей, а также тюленей, китов, медведей, наблюдать за их поведением, эмоциями – это стоило всех трудностей пути. Я долго работал в Тикси, и эти места мне напоминают ту территорию по климату, природе, архитектуре поселков, но при этом здесь у всего другой характер. Интересно и изучать, и сравнивать. Грандиозное впечатление, конечно, производит северная природа.

 

День тридцать седьмой. 24 июля. Переходим Берингов пролив!

Сегодня мы начинаем то, что ждет весь экипаж: переход Берингова пролива впервые в истории мореплавания на надувном катамаране океанского класса. Самый сложный участок маршрута. Своенравное, коварное, непростое место.

Таможенные и пограничные процедуры пройдены, все еще раз проверено. В полдень мы стартовали из поселка Провидения на Чукотке и взяли курс на поселок Ном в США. По прямой – 366 км, в зависимости от погодных условий и течений на его прохождение нам может потребоваться до двух суток.

Установив круглосуточный режим вахт по два часа, будем идти без остановок. Пока вокруг сплошной туман, видимость метров 30. Но полный штиль, идем на моторах.

 

День тридцать восьмой. 25 июля. В Номе

Наконец-то вторая обозначенная в названии экспедиции географическая точка тоже стала «осязаемой»: утром мы пришвартовались в порту Нома на Аляске! Позади – почти 30 часов непрерывного перехода от поселка Провидения на Чукотке, 366 километров Берингова пролива, которые мы втроем преодолели, установив вахтенный режим по два часа.

Был штиль, попутный ветер, туман, завораживающий рассвет, стая китов вокруг, линия перемены дат, на которой наш катамаран превратился в машину времени. Завтраки, обеды и ужины – где бы мы ни шли, приемы пищи – по расписанию, это традиция «Искателя». Так, переход линии перемены дат мы отметили отменным борщом от Германа Арбагаева.

Встретили нас офицеры пограничной и таможенной службы, все формальности были пройдены быстро. Впереди – американская часть путешествия: несколько дней в Номе и путь на юг.

 

День тридцать девятый. 26 июля. Истории Нома

Передвигаться по Ному в привычном темпе у нас не получается: куда ни посмотри - везде обязательно увидишь что-то интересное, связанное с историей золотодобычи, гонок на собачьих упряжках или Русской Америки. Компактный музей под открытым небом, где каждый дом хочется рассматривать со всех сторон, а потом - каждую его деталь. А если это происходит нас закате, при мягком свете, получается ретро-картинка, дающая ощущение, что ты переносишься на много лет назад. После линии перемены дат в Беринговом проливе «Искатель» продолжает быть «машиной времени».

Историй здесь пересекается несколько. Одна из них связана с тем, что когда-то это был крупный центр, куда съезжались золотодобытчики. Жителей было раз в пять больше, чем сейчас, да и темп жизни зашкаливал: азарт, заработки, золото, романтика и перспективы. Старинные фотографии, которые можно встретить здесь до сих пор, передают ощущения того времени.

Другая история - та, которую мы начали изучать, оказавшись в чукотском Уэлькале: воздушной трассы, по которой в годы Второй мировой войны в нашу стран из Штатов перегоняли самолеты по ленд-лизу. Если Уэлькаль был первым аэродромом на российской территории, куда приземлялись эти самолеты, то Ном - последней на территории США. Еще один пункт нашего маршрута, связанный с историей трассы Аляска-Сибирь, - Анкоридж, финальная точка экспедиции. Там мы планируем посетить мемориал летчикам Алсиба.

Также многое в Номе напоминает о том, что здесь завершаются самые престижные в мире гонки на собачьих упряжках Айдитарод. Трасса длиной около 1800 км проходит от Анкориджа до Нома. Гонка - дань уважения Великой гонке милосердия 1925 года и преданным собакам и вожакам упряжек Того и Балто. Друзья, почитайте эту историю, она впечатляет. В этой гонке несколько раз принимали участие и русские каюры, в том числе - Федор Конюхов.

Для нас же Ном - первый город Аляски, куда пришла экспедиция и с которого начинается большая американская часть нашего маршрута.

 

День сороковой. 27 июля. Курс на реку Юкон

Сначала – равнодушно, потом – с любопытством, в итоге – увлеченно. Так воспринимали жители Нома наши рассказы об экспедиции. Изначальное прохладное отношение можно понять: каждый год этот город принимает десятки экспедиций из разных стран, а также путешественников-одиночек, идущих-летящих-едящих вслед за своей идеей.

Но когда они больше узнавали о «Байкал-Аляске», о большом водном пути сибирских купцов, который мы повторяем через 150 лет, красоте природы России, которую мы наблюдаем второй год, съемках фильма, книге и путеводителе, желании наладить взаимоотношения жителей разных континентов, чтобы видеть, сколько интересного есть совсем близко от нас, отношение сразу менялось. А стоило показать фотографии Байкала, Камчатки, Чукотки – и нас сразу спрашивали, как приехать и посмотреть такую красивую природу и места, о которых даже не знали.

Мы тоже многому удивлялись: Ном не похож на города, в которых мы бывали раньше по архитектуре, «фишкам», атмосфере. Но больше всего мы поразились, когда встретили Игоря – россиянина, более 20 лет живущего в Америке, а родившегося в Усолье-Сибирском и получившем юридическое образование в Иркутске. Так что люди, связанные с базовым городом экспедиции, есть везде! Время в Номе прошло позитивно, насыщенно и интересно. Наш капитан успел дать интервью местной газете, познакомиться и обсудить особенности морских переходов вдоль Аляски с капитанами судов. А здешний визит-центр, коллекционирующий информацию о судах, приходящих в порт Нома, «сделал» и наш катамаран океанского класса «Искатель» своим почетным экземпляром.

Попрощавшись с гостеприимным Номом, берем курс на юг, на реку Юкон. Погода благоприятствует.

Продолжение следует. Предыдущие истории ( № 0, № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6) можно посмотреть по ссылкам. 


Aliexpress WW

30.07.2018

Байкал-Аляска