Территория БАМа: Леприндо и Кодар

21 июля 2024

Глагол38 путешествует по истории Байкало-Амурской магистрали в год 50-летия начала ее строительства.

бам

Фото канала Воздух свободы

Читайте про станции Усть-КутЗвезднаяНияКиренгаУльканКунермаГоуджекит и ГранитныйСеверобайкальскКичераАнгояНовый УоянКюхельбекерскаяСеверомуйскТаксимо, Куанда.

Для сооружения читинского участка магистрали и строительства железнодорожного тоннеля через Кодарский хребет были организованы рабочие поселки Леприндо (в 2 км от озера Большое Леприндо на берегу реки Меркалях) и Кодар (на западном берегу озера Малое Леприндо).

В поселке дислоцировались СМП-591 УС «БАМстройпуть», МК-158 треста «ЗапБамстроймеханизация» и другие предприятия.

На фото: бригада В. В. Гильгенберга, СМП-591, победители всесоюзного соцсоревнования, 1983

Первый десант высадился в районе строительства в феврале-марте 1981 года. В июне 1982 года был организован сельсовет на оба поселка. В этот период  в Леприндо насчитывалось около 300 жителей, а в Кодаре – 67 человек. 

Из книги воспоминаний заслуженного строителя России Александра Дудникова:

Стояла задача в кратчайшие сроки организовать работы комплексных механизированных бригад по отсыпке земполотна участков Чара – Леприндо, Леприндо – Сюльбан, западной предпортальной выемки Кодарского тоннеля и параллельно подтягивать тылы.

Потеряв часть коллектива в начале передислокации, мехколонна не растеряла своей боевитости. Поехали бригадиры Александр Александрович Забродин, Сергей Иванович Цуканов, Геннадий Николаевич Загвоздин, вокруг них держались опытные механизаторы и водители. Поддерживать интенсивно работающую технику в исправном состоянии, в отрыве от складов, ремонтных баз, теплых гаражей –  это была задача выживания коллектива, настрой производства на выполнение целевых задач и восстановление покачнувшихся экономических показателей.

В моей колонне было четыре единицы - два трала, везущих тяжелый бульдозер Д-9Н («Катерпиллар») и экскаватор НД-1500(КАТО), и две машины с прицепом – КрАЗы, «лаптежники», из-за широкой авторезины, похожей на «лапоть». Но именно этот «лапоть» обеспечивал высокую проходимость на автозимнике и перевалах. 

Ехали световой день, прихватывая раннее утро и поздний вечер. Спали в кабинах. Водителю лучшее место на сиденьях, а я на полу кабины – под головой мешок с луком, а в ногах водительский пес. Такой дружной компанией ехали четверо суток. Не раз приходилось на крутых подъемах зимника сбрасывать технику с тралов, чтобы она поднималась своим ходом. Это тоже было не безопасно, так как на заснеженном подъеме гусеницы имели опасное боковое скольжение, чуть неровность – и бульдозер как на салазках покатился вбок. Тут же опускался отвал и клык, скольжение останавливалось, и опять потихоньку началось движение. 

Бездорожье диктовало движение по зимнику, по льду рек. Это возможно только в сильные морозы, чтобы лед имел достаточную толщину и несущую способность. Движение по трассе было очень интенсивным. Все  предприятия стремились перевести максимум возможного за период существования зимника. Связь между поселками осуществлялась по военным рациям. По трассе стояли поселки мехколонны треста «Бамстроймеханизация», куда можно было заехать и выйти на связь, доложить, в каком участке пути находимся. Позывной был «Акын», и  номер, который обозначал то или иное подразделение или участок.

Когда услышал первый раз название Леприндо, оно мне показалось французским. Впоследствии прочитал, что местного князька называли «Леприн». Видимо и озеро назвали от его имени.

Новый поселок рос на глазах: строилось жилье, детский сад, контора, производственная база. Рядом  Строительно-монтажный поезд возводил школу, больницу, объекты отдела рабочего снабжения (ОРСа) – склады, магазины. С особой любовью мехколонновские плотники строили клуб. Их бригадир был человек творческий, старался из имеющихся материалов сделать красивый фасад и отделку. Интересна была его задумка на торцевой стене клуба сделать большую картину из подобранных спилов коры деревьев. Получилось хорошо – ни у кого такого нет. Какие потом шикарные дискотеки мы проводили! Весь коллектив собирался на праздники. Помню, как заказывал в Свердловске, в специализированном театральном ателье одежду сцены и костюмы для выступлений самодеятельных артистов.

Все жили семьями.  Это одна из главных отличительных черт БАМа, сделавшая его теплым в воспоминаниях и результативным в достижении целей. Государство не жалело денег на соцкультбыт и жилье для бамовцев. Везде школы, больницы, клубы – полноценная жизнь, еще и с хорошим заработком, возможностью  профессионального роста и романтикой. 

Было развернуто 200 квадратных метров жилья в вагончиках, вагон-магазин, два котлопункта. В 1982 году в Леприндо открыта средняя школа на 320 учащихся со спортзалом и столовой. В 1983 году была сдана школа в Кодаре на 320 мест. В том же году в обоих поселках были организованы амбулатории, столовые, магазины, база ОРСа СМП-695 УС «БАМстройпуть». Через год в эксплуатацию введены два клуба на 200 мест, две киноустановки, здание сельсовета, промтоварный магазин, детский сад и спортзал в пос. Кодар.

На фото: столовая в поселке Леприндо, 1983
 

На фото: школа в поселке Кодар

На фото: УПТК УС БАМстройпуть, поселок Леприндо


На фото: узел связи в поселке Леприндо

С укладкой золотого звена в 1984 году и пуском Кодарского тоннеля в 1988 году необходимость в дальнейшем развитии и обустройстве рабочих поселков Леприндо и Кодар отпала. 

С передислокацией предприятий транспортных строителей оба населенных пункта были упразднены.

По материалам Николая Байкалова, Бурятский государственный университет, портал БАМ сквозь пространство и время, портала «Стройка всех народов», газеты «Алданский рабочий» и собств. источникам. 

Фото из фондов Государственного архива Забайкальского края и архивного отдела администрации Каларского района, открытых источников. 

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также