Территория БАМа: Тында - это столица магистрали

30 июля 2024

Глагол38 завершает публикацию историй о строительстве западного участка Байкало-Амурской магистрали, которая отметила 50 лет с начала строительства.

бам

Читайте про станции Усть-КутЗвезднаяНияКиренгаУльканКунермаГоуджекит и ГранитныйСеверобайкальскКичераАнгояНовый УоянКюхельбекерскаяСеверомуйскТаксимоКуандаЛеприндо и КодарНовая ЧараИкабьяХаниЮктали, Ларба

Тында - город на севере Амурской области, административный центр Тындинского района. Расположен на 1 740 километре Байкало-Амурской магистрали. Название «Тында» в переводе с эвенкийского означает «береговой» или «место, где пасут оленей».

Поселок Тындинский возник благодаря горному инженеру Павлу Аносову, открывшему здесь месторождения золота. В начале XX века на месте будущей «столицы БАМа» возник перевалочный пункт золотодобытчиков. Вплоть до 1970-х годов поселок Тындинский также был известен как Джелтулак.

До 1930-х годов поселок имел населения около 100 человек. Постановлением ВЦИК СССР от 10 декабря 1930 года создана Джелтулакская административная единица, центром является пункт Джелтулак. В 1930-х началось первое строительство БАМа. В Тынду переселили заключенных. Создан БАМлаг. 

В 1941 году, незадолго до начала Великой Отечественной войны, руками заключенных было закончено сооружение железнодорожной ветки Бам - Тында, поселок получил возможность получать грузы от Транссибирской магистрали. В январе 1942 года власти решили демонтировать рельсы части построенных путей, включая ветку Бам - Тында.

После окончания войны, о Тынде все забыли. Поселок рос и развивался по остаточному принципу. Но в конце 1960-х годов с началом изыскательских работ по новому строительству БАМа население поселка начало расти. К марту 1973 года завершилась передислокация из Сковородино управления строительства «Бамстройпуть».

С началом 1974 года в Тындинском вовсю ощущалось приближение больших перемен. В мае 1974 в поселок прибыли пионеры БАМа – бойцы всесоюзного ударного комсомольского отряда имени XVII съезда ВЛКСМ во главе с комиссаром отряда Владимиром Мучицыным. 

В течение 1974 года в Тындинский прибыли строители БАМа со всех концов страны - тоннельщики, мостостроители, монтажники и другие, формировались строительные организации.

Уже в постановлении о начале строительства БАМа, Тынде отводилась ключевая роль для восточного участка БАМа. Вокзал Тынды должен был вмещать в себя 300 пассажиров. Именно Тында была «негласной границей» между западным участком, строившимся «гражданским населением», и восточным, который строили части железнодорожных войск.

На фото: макет города Тында. 

Фото 1989
 
В январе 1975 года проектный институт «Ленгипрогор» приступил к разработке генерального плана поселка Тындинский. Детальная планировка улиц и кварталов осуществлялась специалистами столичного института «Моспроект-1». 

Население Тынды предполагалось в 20 тысяч жителей, для чего планировалось построить 144 тысячи квадратных метров жилья, несколько школ, детские сады, больницу с поликлиникой, дом культуры, спортивный комплекс. Однако уже с началом строительства стало понятно, что численность населения будет гораздо выше, и московским архитекторам было поручено проектирование города на 80 тысяч жителей, а в перспективе - до 100 тысяч человек.

Неудивительно, что возведение столицы БАМа было поручено «столичным строителям». Москва стала «шефом» Тынды. Московские строители неоднократно ставились в пример другим шефским регионам бамовских поселков по организации и проектированию поселка. Неслучайно центральная улица Тынды имеет чисто «московское» название – Красная Пресня. В 1975 году поселку Тындинский был присвоен статус города.

Шефство Москвы над Тындой ярко проявилось в архитектурном облике города. Жилая застройка Тынды представлена многоэтажными панельными домами. В Тынде можно встретить как дома «Бамовской» серии – 122, так и 5, 9 и даже 16-этажные дома, характерные для застройки Москвы. Вдоль центральной улицы – Красная Пресня и возле нее высятся многоэтажки, а рядом с ними объекты социальной инфраструктуры. 

А названия в Тынде говорят сами за себя: Московский бульвар, улицы Московских строителей, Профсоюзная, Сокольники и Арбат. Многоэтажное строительство в Тынде шло уже полным ходом, превращая ее в современный город, когда у строителей руки наконец-то дошли до железнодорожной станции. Ведь еще в начале 80-х годов вокзалом служила обычная бревенчатая изба. Отапливали ее дровами, воду брали в колодце, а рядом было болото с зарослями брусники. 

Центральным местом города можно считать площадь, образованную перекрестком двух крупных трасс – автодублер БАМа и Амуро-Якутской магистрали А-360 «Лена».

Ключевой особенностью Тынды как поселка является отдаленность вокзала от жилой части города, расположившемуся на другом берегу реки Тында. Вокзал города сверху напоминает птицу, раскинувшую свои крылья. В крыльях расположены отделение полиции, камера хранения, комнаты отдыха.

Новое здание вокзала, построенное «Главмосстроем» по проекту московских архитекторов, стало настоящей доминантой столицы БАМа, что нашло свое отражение в местном фольклоре. В народе его прозвали «тындинским Кремлем». Это благодаря двум башням 48-метровой высоты, соединенных на высоте 14 этажа служебным диспетчерским помещением. «Кремль», как и положено, видно издалека.

Ключевые события в истории застройки Тынды в период строительства БАМа:

1 мая 1975. В Тынде началось телевещание по системе «Орбита».

28 мая 1976. Приняты в эксплуатацию первые девятиэтажные жилые дома.

Декабрь 1976. Открыт первый детский сад на 250 мест.

12 июля 1977. В Тынду пришел первый пассажирский поезд по железнодорожной линии БАМ - Тында.

1 сентября 1977. Распахнула двери первая школа на 1 100 учащихся.

15 ноября 1977. В целях сохранения памяти о «стройке века» открыт музеи истории БАМа.

1 февраля 1978. Открыта первая на БАМе детско-юношеская спортивная школа на 200 детей.

7 июня 1979. Первый пассажирский поезд прибыл из Москвы в Тынду. Положено начало прямому сообщению между столицей БАМа и столицей страны.

Фото Александра Овчинникова, ТАСС

7 декабря 1980. В Тынде родился тысячный ребенок.

29 декабря 1981. Открыт кинотеатр «Гилюй» на 600 мест.

Октябрь 1982. Началось строительство вокзала, самого крупного на БАМе.

2 декабря 1983. Открытие городской библиотеки.

Январь 1984. Московские строители приступили к сооружению первого из трех 16-этажных домов.

25 апреля 1985. Началось строительство железнодорожного техникума, филиала Хабаровского института железнодорожного транспорта.

27 мая 1986. Открылся новый железнодорожный вокзал на 300 мест.

Ноябрь 1986. Сдан в эксплуатацию санаторий-профилакторий.

Февраль 1989. Началось вещание местного телеканала «Тында-ТВ».

В 1990-е главным ударом по Тынде стало снижение грузоперевозок по БАМу. Власть объявила «стройку века» «дорогой в никуда». Сворачивались уже шедшие стройки, в том числе, сооружение магистрали до Якутска. Жители Тынды столкнулись с проблемой доступности к авиаперевозкам. Численность населения стремительно сокращалась, бывшие строители БАМа предпочитали вернуться в свои родные регионы, сталкиваясь с падением уровня жизни. 

По материалам Николая Байкалова, Бурятский государственный университет, портал БАМ сквозь пространство и время, портала «Стройка всех народов», собств. источникам. 

Фото Государственного архива Амурской области

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также